г. Уфа, проспект Октября, д. 120 +7 (347) 279-06-65

   К 25-летию Премии им. С.Т. Аксакова

«Слава Богу, есть русская литература, - лучшая история России»

Мы продолжаем нашу серию интервью, посвящённую 25-летнему юбилею студенческой премии городского Совета Уфы им. С.Т. Аксакова. В прошлый раз мы беседовали с Игорем Викторовичем Артюшковым, профессором БГПУ, который в 90-е годы, в момент принятия решения о премии Горсоветом, был депутатом городского Совета.

Следующая персона, чья деятельность тесным образом связана с работой по пропаганде этой премии – кандидат филологических наук, доцент Элеонора Шамилевна Файзуллина.

Она входит в экспертную комиссию конкурса практически с момента его возникновения. Элеонора Шамилевна не одному поколению студентов запомнилась как яркий преподаватель БГПУ им. М. Акмуллы, умеющий строить с молодёжью не только образовательно-просветительские, но и неформальные отношения, харизматичная личность, она давно стала «своей» в молодёжной среде, удивительно быстро перевоплащаясь из наставника в товарища и друга. Неформальные, то есть очень тёплые отношения, у нее были и с самой аксаковской темой. Поэтому активное участие в жизни конкурса на премию С.Т.Аксакова и в качестве члена жюри, и в качестве руководителя научных работ для неё стало не просто очередной страницей в преподавательской карьере, но и во многом одним из направлений ее деятельности.

- Традиционно, первый вопрос о том, как возникла Премия?

- Всероссийская литературная премия им. С.Т. Аксакова, вручающаяся видным писателям, Премия городского Совета Уфы имени С.Т. Аксакова, Аксаковский урок, десятки аксаковских конференций, - все это части единого мощного и целого – Аксаковского движения, которое насчитывает около 3-х десятилетий. Не каждый город России может похвастаться подобным движением, которое включает в себя громадину аксаковского наследия: литературу, историю, философию, педагогику, психологию, культурологию, экологию, историю права - и это не формальный перечень. Аксаковское наследие включает в себя не только творчество главы семейства, но и его прославленных сыновей, как на литературном, журналистском, так и на общественном поприще. Где найти те весы, которые бы измерили вклад Аксаковых в русскую культуру и подобный вклад самого С.Т. Аксакова как основателя, строителя, созидателя великой русской, православной семьи.

Для меня как для филолога, литературоведа главными достижениями аксаковского движения являются две премии: Всероссийская литературная премия им. С.Т. Аксакова, которая вручается крупным русским писателям за высокие, талантливые, патриотичные достижения в сфере литературного творчества (ее лауреатами стали – В.Г. Распутин, К.В. Скворцов, М.А. Чванов, С. Куняев и др.), и наша студенческая Премия им. С.Т. Аксакова.

Можете себе представить, каково это - читаешь лекцию о великом русском писателе и современнике Валентине Григорьевиче Распутине, а на следующий день встречаешь его на уфимской земле на Международном Аксаковском празднике и из первых уст слушаешь рассказ о Настене, старухе Дарье, исчезающей навсегда Матере, той Руси-Матери, которая составляет нашу мощную корневую систему культуры, наш генофонд. Премия адресована студенческой молодежи вузов и ссузов и она работает уже на будущее, на перспективу, на день завтрашний: какая сегодня молодежь - такая завтра страна. В этом уникальность премии уфимского Горсовета. Если уж быть до конца справедливыми и честными, это ведь одна из немногих постоянных премий на протяжении уже четверти века для молодежи. А ведь она родилась в депутатском корпусе нашего горсовета в тяжелые и неустойчивые 90-е…

- Как Вы считаете, что дала премия молодежи?


- За четверть века мы прочли, проанализировали, изучили не одну сотню творческих работ студентов, которые демонстрировали искренний интерес молодёжи к Отечеству, родной культуре, семье, - ко всему тому, чему учит нас наследие великой аксаковской семьи. Члены комиссии, мы не только не загоняли в единое русло творческие идеи конкурсантов, но, напротив, приветствовали и поощряли стремление молодёжи к различным формам и жанрам.

О великом наследии семьи, главой и родоначальником которой был Сергей Тимофеевич Аксаков, можно говорить на любом языке науки, культуры, искусства. Главное здесь – грамотно, не делая ошибок, сохранять корни явления и его смысл. Уверена, что своим долгожительством аксаковское движение во многом обязано его основателю и лидеру Михаилу Андреевичу Чванову, который руководствуется не только любовью к аксаковскому наследию, но и грамотно строит вокруг возглавляемого им музея Аксаковский Дом. Не будем забывать, что костяк наш, мы все – выпускники филфака Башгосуниверситета. Когда-то он гремел на всю страну прежде всего именами выдающихся ученых мирового уровня, у которых мы имели счастье учиться: И.П. Распопов, В.С. Синенко, Л.Г. Бараг, А.В. Бармин, Л.В. Васильев и других наших учителей. Это было время расцвета нашего родного филологического факультета и время расцвета нашей великой советской цивилизации, которая была литероцентричной.


- А вы помните первые конкурсные работы Премии?

Первое научное руководство конкурсной работой запомнилось мне как маленькая трагедия или боевое крещение, как хотите. Не без гордости, по прошествии четверти века с того момента, должна признаться, что это была одна из самых первых студенческих работ по творчеству Аксакова в Уфе. Ведь он до сих пор остаётся вне программы, и в школах, и на филологических факультетах вузов. Мы со студенткой филологического факультета БГПУ Низамовой А.А. сравнивали «Детские годы Багрова-внука» С.Т. Аксакова с автобиографической трилогией Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность». Поскольку аксаковедение не было еще столь масштабным, как сегодня, мы, действительно каждое наблюдение, вывод воспринимали как большие открытия. Нам пришлось хорошо попотеть, но и увлеклись мы не на шутку. Анализ литературных текстов двух писателей был настолько захватывающим, что эта спонтанная работа естественным и логичным образом привела нас к дипломному сочинению. В это время мы узнали о существовании конкурса на Премию им.С.Т. Аксакова Уфимского горсовета, что, естественно, нас подстегнуло и одновременно придало уверенности. Первыми быть конечно же непросто: в то время в отечественном литературоведении господствовало мнение о том, что С.Т. Аксаков, писатель «второго эшелона», не заслуживающий серьезного внимания. Нам поставили «хорошо», что было явной несправедливостью и по отношению к нашей работе, и по отношению к Сергею Тимофеевичу. В поисках правды и поддержки я пошла в Аксаковский музей, к Михаилу Андреевичу. В его лице я встретила единомышленника и большого патриота русской культуры. И, получив благословение основателя аксаковского движения, я влилась в него уже на всю жизнь.

- А как продолжилась Ваша деятельность в студенческой среде?

За эти годы я подготовила около 10 конкурсных работ на самые разнообразные темы. Особенно памятными из них была работа моего «первенца», студента худграфа БГПУ Саши Заярнюка. Признаюсь, что включение студенческой работы нефилологической, не студента-филолога, а творческие работы студента художественно-графического факультета оказалось поворотом в сторону расширения подхода к Аксаковскому наследию…Мне показалось, что аксаковская тема многогранна и многокрасочна как сама жизнь, и здесь уместен и язык театра, живописи, и декоративно-прикладное искусства, музыки, хореографии.


На свой первый в жизни конкурс он представил 4 больших полотна, объединенных общим названием «Аксаковская Дёма». Сегодня он сочетает преподавательскую деятельность, работая доцентом Бирского пединститута, и не забывая при этом и художественное творчество; как художник не стоит на месте: прошлым летом в Казани в национально-культурном центре «Казань» провёл персональную выставку под названием «Страны мира», это его многолетний художественный проект, который начался в Черногории, в городе Сутоморе, затем была Казань, Бирск, продолжился в Екатеринбурге. Александр постоянно участвует в международных пленэрах в Черногории и Хорватии. Сегодня рассказывать, изучать, иллюстрировать произведения Аксакова в творческих работах конкурсантов не только филологическим языком, но языком живописи, декоративно-прикладного искусства, музыки, хореографии стало уже нормой.

Настойчивость, терпеливость и упорство проявила его сокурсница Наташа Бабина, подготовившая к конкурсу иллюстрации по автобиографическим книгам С.Т. Аксакова. Яркой звездочкой на аксаковском небосклоне вспыхнула Женя Миронова, сравнившая литературное и педагогическое наследие С.Т. Аксакова и К.Д. Ушинского. Были и другие не менее интересные и талантливые победители конкурса. Главное, что они не пропали в наше непростое время, работают по своей специальности, радуют новыми достижениями иногда огорчают, - всё, как в жизни.

- А что еще привнесла Премия в студенческую среду?

В 90-ые годы на базе подготовки студентов по аксаковской тематике мы организовали литературное объединение «Молодежный аксаковский клуб», который выпускал свои творческие «Альманахи» как отдельными изданиями, так и на страницах «Молодежной газеты» с творческими работами не только студентов-филологов.

Мечтаем возродить это начинание как и прежде при Мемориальном доме-музее. Студенты уфимских вузов смогут реализовать в нем свои пристрастия к поэзии, прозе и драматургии. Мы успели издать несколько альманахов «Вестник Аксаковского клуба».


- А как студенческая Премия вливается в жизнь города?

Не могу не отметить, что вручение аксаковской молодежной премии проходит всегда в рамках международного аксаковского праздника, в торжественной и праздничной обстановке, на сцене Аксаковского народного Дома - Театра оперы и балета. Вручает её Председатель горсовета, он же рассказывает о значимости и заслугах победивших работ. Это и есть тот самый неформальный подход к продвижению студенческой премии, который поддерживается политикой учредителей – то есть городским Советом народных депутатов. Вручение премии - это яркое событием, запоминающееся, как в жизни студентов, так и в жизни города. Конечно, важна финансовая поддержка, но еще важнее то, что их так отмечают и чествуют и оценивают их труды.

- Расскажите о деятельности экспертов, ведь вы среди них с первых дней учреждения премии?

Комиссия наша крепкая, испытанная трагическим для страны временем и непростыми обстоятельствами, но вектор, установка на профессионализм, на грамотность - это, на мой взгляд, главный ответ на вопрос о долгожительстве конкурса и нашей экспертной комиссии. С годами она также под воздействием внешнего фактора, его величества Времени и Пространства, приобрела, привнесенные извне, современные черты и стала типичным его продуктом – толерантным. Для меня русский язык, русская литература – понятия сакральные! Не мной сказано: «Слава Богу, есть русская литература, лучшая история России», чем больше глумятся на ней, тем незыблемее для меня эти слова. Поэтому не с каждым из коллег я пойду в разведку, но плюрализм мнений не всегда враг результату.

- Премии городского Совета Уфы 25 лет и она должна жить и развиваться. Какие планы на этот счёт?

Реализовать наши давние планы, предложенные Михаилом Андреевичем Чвановым, по приданию студенческой премии им. С.Т. Аксакова статуса всероссийской или даже международной. А.А. Проханов, прежде, чем приехать в Уфу, перечитал «Аленький цветочек» и удивил глубиной нового, метафорического подхода к шедевру ключницы Пелагеи. С.Т.Аксаков того стоит, его наследие и наследие его сыновей безгранично, как безграничен космос…

На сканированных снимках:

1. Элеонора Шамилевна Файзуллина

2. Элеонора Шамилевна Файзуллина рядом с писателем, директором Мемориального дома-музея С.Т. Аксакова Михаилом Андреевичем Чвановым и сотрудниками музея.

3. Элеонора Шамилевна с лауреатом Премии городского Совета Уфы им. С.Т. Аксакова Евгенией Мироновой

4.,5 Молодёжный Аксаковский клуб, 90-е годы.

Размер шрифта: 141820
Цветовая гамма: AAA