
«Итоги работы Совета городского округа город Уфа РБ
за 2010 год»
Уважаемые участники заседания, коллеги!
Сегодняшняя наша встреча посвящена подведению итогов работы Совета городского округа город Уфа за 2010 год.
В отчетный период мы занимались прежде всего преодолением последствий мирового финансового кризиса в жизнедеятельности городского округа. По оценкам экспертов, Уфа по-прежнему остается одним из лидеров в ключевых рейтинговых номинациях, входит в число наиболее привлекательных городов для ведения бизнеса. Другим наглядным показателем ее стабильного развития является естественный прирост населения, который имеет место в нашем городе – единственном из российских миллионников с 2008 года.
Прошедший год был отмечен важными переменами в политической жизни – сменой руководства республики, и это закономерно вызвало изменения в подходах к управлению социально-экономическими процессами. С первых шагов президент республики Рустем Закиевич Хамитов сформулировал простые и понятные приоритеты в работе органов государственной и муниципальной власти: обеспечение населения работой, достойной зарплатой и доступным жильем. Главным результатом деятельности властных структур должен стать устойчивый рост благосостояния граждан.
Президентом определен и основной инструмент достижения поставленных целей – это открытость и прозрачность власти. Только тогда, когда для всех граждан будут ясными правила, которыми руководствуются чиновники при принятии решении, власть будет в состоянии обеспечить качественно новую модель управления. С другой стороны, прозрачность является лучшим способом предотвращения коррупции во власти.
С учетом всего сказанного хотел бы теперь остановиться на узловых моментах, характеризующих деятельность депутатского корпуса в 2010 году.
В отчетном году было проведено 10 заседаний Совета, на которых рассмотрено 254 вопроса, принято 224 нормативных правовых акта, в том числе 12 городских целевых программ.
Практически ни одна сфера жизнедеятельности городского округа не осталась без внимания. Дальнейшее развитие получили вопросы совершенствования системы местного самоуправления, реализации приоритетных национальных проектов на территории городского округа, социального обеспечения, жилищного строительства, функционирования городского хозяйства.
Президиумом Совета рассмотрено 226 вопросов, инициированных депутатским корпусом и администрацией городского округа. Замечу, что именно на этом этапе проекты решений подвергаются тщательному анализу, как с правовой точки зрения, так и целесообразности их принятия, поэтому стилем заседаний Президиума всегда является конструктивный диалог. По итогам обсуждения рассматриваемых документов проекты обычно дорабатываются и дополняются, редко доходят до заседания Совета в первоначальном варианте. Два вопроса в отчетном году вообще были сняты с рассмотрения по причинам неготовности или нецелесообразности.
Как уже неоднократно отмечалось, столичный статус Уфы, переплетение здесь разных ветвей и уровней власти придают особую актуальность объединению общих усилий для создания эффективной системы местного самоуправления. Мы с удовлетворением отмечаем, что у нас сложились достаточно тесные контакты с Советом по местному самоуправлению при Президенте Республики, с соответствующими структурами Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан.
В этом контексте представляется перспективным предложение спикера республиканского парламента Константина Борисовича Толкачева о создании депутатских объединений по территориальному признаку, куда могли бы войти депутаты городского Совета и Госсобрания, которые избраны от этой территории. В перспективе в этой работе могли бы принять участие и депутаты Госдумы от Башкортостана. Кроме того, к ней можно было бы привлечь представителей Молодежной общественной палаты, местных активистов, в полной мере использовать потенциал партий на местах. Все это было бы абсолютно логично, поскольку задачи депутатов разного уровня в принципе одинаковы – приближать власть к народу, избирателям, объединять усилия общества по модернизации, реформированию всех отраслей экономики, способствовать становлению местного самоуправления, содействовать наполняемости бюджетов всех уровней, своим каждодневным трудом укреплять авторитет власти и доверие людей к ней.
Некоторый опыт в этом плане у нас уже есть. Так, объединились в группу и совместно выступают при решении проблем своей территории депутаты Орджоникидзевского района. В Кировском и Советском районах депутатами разных уровней успешно практикуется общий прием избирателей.
Конструктивный характер носит взаимодействие Совета с Прокуратурой города Уфы. Стало системой, что большинство проектов наших нормативных актов проходит правовую экспертизу еще на этапе подготовки, и это положительно сказывается на качестве муниципального нормотворчества. Тем не менее ошибки все-таки случаются, мы еще допускаем погрешности. В 2010 году Совет получил 12 представлений и протестов из Прокуратуры (на 2 меньше, чем в 2009 году). На их основании депутатами было внесено 11 изменений в уже действующие нормативные акты.
Проработанность нормативных актов, принимаемых уфимскими депутатами (не случайно некоторые из них рекомендованы другим муниципальным образованиям республики в качестве образцов!), и это хочу особо подчеркнуть, обеспечивается во многом благодаря гармоничным взаимоотношениям и согласованной работе Совета и городской администрации.
Вместе с тем еще остаются «узкие места» в нашем нормотворчестве. В отчетный период в уже принятые акты было внесено 58 изменений и дополнений, при этом не все они были вызваны объективными причинами. Так, 24 ноября Советом были утверждены Условия приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации города. Но буквально через месяц потребовалось внести в эти Условия изменения по причине того, что разработчики документа допустили серьезные неточности в формулировках. Или еще пример. 15 декабря по предложению КУМСа были внесены изменения в Положение о муниципальном земельном контроле. А 23 декабря депутаты были вынуждены вновь вернуться к этому документу, но уже по предложению другой службы. Эти факты симптоматичны и указывают на отсутствие связей и согласованности в действиях структурных подразделений администрации.
В свою очередь и депутаты допускают формальный подход к изучению и анализу представляемых к утверждению проектов документов. Яркий пример тому принятие уже упомянутых мной Условий приема сточных вод. Все депутаты проголосовали единогласно за проект. Вопросы же пошли тогда, когда они уже столкнулись с исполнением этого нормативного акта как руководители предприятий. Мы не можем себе позволить подобное, наши решения должны всегда быть выверенными.
Другой фактор, обеспечивающий положительные результаты в муниципальном нормотворчестве, связан с активным вовлечением населения в решение вопросов жизнедеятельности городского округа.
С самого начала основополагающим принципом своей работы уфимский Совет провозгласил гласность и прозрачность действий.
В прошлом году все депутаты отчитались перед своими избирателями, приняли около 3 тысяч человек на личном приеме. Было проведено 3291 собрание граждан по вопросам местного значения. В июне 2010 года состоялся опрос около 5 тысяч уфимцев по проекту строительства новых установок нефтеперерабатывающей промышленности на территории города.
От граждан и организаций поступило в общей сложности свыше 2,5 тысяч обращений. Ни одно из них, письменное или устное, не осталось без ответа. Мы получили около 200 благодарственных писем, в которых горожане высоко оценивают работу депутатского корпуса, отмечают повышение ее эффективности.
Анализ показывает ежегодное увеличение количества обращений граждан в Совет и администрацию городского округа (в среднем на 9%; по Совету – 6%, по администрации – 11,7%). Безусловно, это в первую очередь сигнал о нерешенных проблемах жизнедеятельности городского округа. Но обращения горожан – в отчетном году их было около 30 тыс. – нельзя рассматривать только со знаком «минус». В определенной степени это есть еще и показатель их доверия к власти. А двукратное увеличение доли электронных «писем во власть» показывает, что на другом конце связи находятся горожане молодого и среднего возраста – самые дееспособные и перспективные наши избиратели.
Наиболее важные решения депутатского корпуса, целевые программы, проекты нормативных документов, предназначенных для обсуждения на публичных слушаниях, регулярно размещаются на страницах «Вечерней Уфы» и официальном сайте Совета городского округа. Избиратели могут получить информацию и через персональные интернет-страницы депутатов.
В выстраивании полноценного диалога с населением значительную роль играют публичные слушания. Обсуждение проектов документов в таком формате дает возможность услышать мнение горожан и учесть их интересы при принятии важнейших для жизнедеятельности городского округа нормативных актов. В связи с этим хотел бы выразить благодарность постоянной комиссии по проведению публичных слушаний в градостроительной сфере и ее бессменному председателю депутату Безрукавникову Анатолию Ивановичу. (Аплодисменты).
В отчетном году было проведено 19 публичных слушаний по вопросам формирования и исполнения местного бюджета, правилам землепользования и застройки, проектам межевания территорий в различных кварталах города. Их участниками стали около 2,5 тысяч горожан, с учетом мнения которых были приняты соответствующие нормативные акты.
В связи с большой востребованностью публичных слушаний (только за последние 2 месяца прошли 18 «публичек»!) сегодня решается вопрос об увеличении численного состава постоянной комиссий.
Таким образом, сложившаяся в нашем городском округе система нормотворчества позволяет регулировать совокупность общественных отношений, обеспечивает в целом рациональное использование потенциала и ресурсов муниципального образования.
В отчетный период в деятельности Совета нормотворчество органично сочеталось с активной работой депутатов по контролю исполнения принятых правовых актов и решений. На заседаниях Совета и его президиума, депутатских слушаниях регулярно обсуждались вопросы реализации приоритетных национальных проектов и целевых городских программ, отчеты администрации и ее структурных подразделений, руководителей муниципальных предприятий и учреждений. При этом депутаты стремились не только заслушивать итоговые отчеты, но и осуществлять промежуточный контроль в процессе исполнения решений Совета. При этом хотелось бы указать на заметное повышение качества и своевременность предоставления запрашиваемой депутатами информации.
В минувшем году ситуация в экономике городского округа в целом стабилизировалась, хотя последствия мирового финансового кризиса давали о себе знать. Выросли объемы отгруженной продукции собственного производства предприятий, товарооборот и объем платных услуг, оказанных населению. Индекс промышленного производства по городу составил в 2010 году более 110,6%. Среднемесячная заработная плата достигла 21 380 руб. По состоянию на 1 января текущего года, просроченная задолженность по зарплате имелась лишь на одном предприятии.
Снижение доли убыточных предприятий (на 18,1%), количества предприятий, работающих в режиме сокращенной рабочей недели, а также модернизация производства и освоение новых видов продукции на ряде предприятий положительно сказались на занятости населения, хотя ситуация на рынке труда остается непростой. На 1 января 2011 года официально статус безработного имели 11,2 тыс. человек, что на 17% меньше, чем в 2009 г. Уровень зарегистрированной безработицы также имел тенденцию к снижению и составил 2,08% от численности экономически активного населения. Во многом это происходило благодаря успешной реализации Администрацией Уфы совместно с центрами занятости населения, объединением работодателей и профсоюзами городской Программы содействия занятости населения и Республиканской программы по снижению напряженности на рынке труда.
Считаю, что и депутатский корпус должен активнее подключиться к этой работе. Назрела, на мой взгляд, необходимость в принятии нормативных документов о привлечении граждан к выполнению социально значимых для городского округа работ. Вопросы занятости населения, должны стать предметом регулярного обсуждения на депутатских слушаниях и заседаниях постоянных комиссий. При этом максимальное внимание депутаты должны обратить на трудоустройство молодых уфимцев. В 2010 году 44,5% обратившихся в центры занятости города составила молодежь в возрасте 16–29 лет. Это очень большой процент! Необходимо дальше развивать уже апробированные, показавшие положительный результат работы по организации временной занятости несовершеннолетних, профориентации учащихся образовательных учреждений.
В этом контексте архиважной задачей становится разрушение административных барьеров в отношении малого и среднего предпринимательства.
В городском округе в целом успешно реализуется Программа поддержки малого и среднего предпринимательства. В течение последних пяти лет количество субъектов малого и среднего бизнеса увеличилось в 1,5 раза, они представлены во всех видах экономической деятельности.
Органами местного самоуправления созданы необходимые условия для развития инфраструктуры поддержки малого бизнеса. Организована работа Координационного совета в области развития малого и среднего предпринимательства при Администрации городского округа, Уфимского городского фонда развития и поддержки малого предпринимательства. Субъектам малого бизнеса предоставляются льготные условия по приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности.
В отчетном году налоговые поступления от предпринимательской деятельности составили 827,5 млн. рублей, или 8,8% доходной части муниципального бюджета. Доля работающих в этом секторе достигла 23,2% от общего количества занятых в экономике.
Сегодня наша основная задача – не только сохранить достигнутые показатели развития этого сектора, но и обеспечить постоянный его прирост. Нам есть на кого ориентироваться. Достижения других городов-миллионников в сфере мелкого и среднего предпринимательства характеризуются более привлекательными цифрами. К примеру, в Челябинске в минувшем году в этом сегменте работало 39% от общей численности занятых в экономике города. Вклад малого и среднего бизнеса составил более 10% доходной части городского бюджета, или более 1 млрд 130 млн. рублей.
Постоянной комиссии по экономической политике, предпринимательству и потребительскому рынку (председатель – депутат Марат Васфиевич Васимов) должен взять под постоянный контроль вопросы развития малого и среднего бизнеса в по городскому округе, так как именно этим в ближайшие годы будет определяться появление дополнительных рабочих мест и наполняемость городского бюджета. Необходимо шире привлекать к этой работе, особенно в разрезе поддержки молодых и начинающих предпринимателей, Молодежную палату, молодежные общественные организации и профсоюзных лидеров.
Есть еще одна причина, требующая усиления депутатского внимания к малому и среднему бизнесу. Мы должны признать, что сегодня в этом секторе практически нет статистики по заработной плате, нет достоверных данных ни по ее величине, ни по срокам задержек выплат. Сейчас эти вопросы поставлены на повестку дня на республиканском уровне: началась подготовка предложений по изменению законодательства, усилению наказания за предоставление бизнес-структурами недостоверной информации по заработной плате. Мы, уфимские парламентарии, не должны оставаться в стороне от решения этих, жизненно важных и для нашего городского округа, вопросов.
Хочу напомнить, уважаемые коллеги, что во время встречи с руководителями муниципалитетов в ноябре 2010 года президент республики назвал «снижение зависимости муниципальных образований от республиканской казны, административных барьеров на пути развития малого бизнеса и поиск инвесторов» приоритетными направлениями работы.
В этой связи, на мой взгляд, есть необходимость в создании в составе Администрации самостоятельной структуры, занимающейся проблемами инвестиций и развития бизнеса в городском округе. Этого требует и необходимость разработки бизнес-карты Уфы, с чем мы, следует признать, явно запаздываем. Это должен быть масштабный документ типа Инвестиционного паспорта городского округа, в котором на основе анализа сильных и слабых сторон развития территории, а также потенциальных возможностей и угроз, могущих оказать влияние на реализацию социально-экономических процессов, были бы определены пути привлечения и основные направления вложения инвестиционных ресурсов. Мы должны постоянно вести работу над созданием достоверной и, хочу это особо подчеркнуть, доступной информации относительно параметров инвестиционного облика нашего городского округа и его перспектив. Речь идет о формировании перечня неиспользуемых производственных мощностей, площадей и объектов незавершенного строительства, находящихся в муниципальной собственности; реестра свободных земельных площадок, пригодных для строительства жилых и производственных помещений; выпуске презентационных материалов по инвестиционной тематике, в том числе на иностранных языках; создании на официальном сайте регулярно обновляющейся интернет-странички с полной информацией об инвестиционных возможностях города; осуществлении онлайн-консультаций потенциальных инвесторов и т.д.
Отсюда закономерно вытекает необходимость и целесообразность создания единого интернет-портала, скажем, под условным названием «Электронный муниципалитет», где будут представлены обе ветви муниципальной власти. Это позволит нам работать в единой системе координат, будет способствовать рациональному использованию наших ресурсов и повышению эффективности нашей работы.
В отчетный период в зоне постоянного внимания Совета находились вопросы строительства жилья и объектов социальной инфраструктуры. Эти вопросы неоднократно выносились на обсуждение на наших заседаниях (слайд).
В 2010 году в Уфе построено и введено в эксплуатацию 654 428 кв. м жилья, что соответствует 115% к уровню 2009 года. 358 524 кв. м, или 89,3%, из них составило индивидуальное жилье.
Наш город занимает лидирующие позиции среди миллионников по переселению из ветхого и аварийного жилья. В рамках реализации федеральной программы Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в отчетном году выделено 244 млн. рублей из бюджетов всех уровней на переселение 442 уфимцев из 22 аварийных домов.
В соответствии с городской Адресной программой в 2010 году на строительство социальных объектов было направлено свыше 205,5 млн. рублей.
Введено в строй более 20 спортивных и культурно-досуговых объектов, в их числе спортивные площадки с искусственным покрытием и тренажерно-гимнастическими комплексами во всех районах города. Осуществлены ремонтные работы в нескольких больницах и поликлиниках, современный облик приобрел главный корпус горбольницы №17. Построено 3 новых детских сада, школа в микрорайоне «Сипайлово», проведена реконструкция со строительством пристроя гимназии №39, капитальный ремонт гимназии №3, а также столовых 13 общеобразовательных учреждений города.
Однако ситуация в строительной отрасли продолжает оставаться достаточно сложной. Значительного позитивного перелома и оживления на рынке жилья достичь пока не удается. Объемы финансирования строительства через ипотечное кредитование и кредитование строительных предприятий по-прежнему далеки от докризисных, вследствие чего реализация принятых программ по жилищному строительству вызывает определенные трудности.
В значительной степени это связано с тем, что в этой сфере мы уже долгие годы идем за событиями. Были обращения обманутых дольщиков и в Администрацию, и в Совет городского округа. Уже к лету прошлого года в Уфе было официально зарегистрировано 22 дома-долгостроя, за которыми стояли тысячи обманутых дольщиков. Надо признать, что этими вопросами мы стали заниматься крайне поздно и то лишь после вмешательства президента республики. Только в ноябре прошлого года Советом были утверждены решения «О реализации мероприятий, необходимых для завершения строительства «проблемных» многоквартирных жилых домов» и «О порядке предоставления арендатором отсрочки или рассрочки по уплате арендной платы за пользование земельными участками, предоставленными для строительства многоквартирных домов». Совместно с Администрацией мы выработали такой механизм, который позволит не только решать проблемы долгостроев и жестко контролировать эти объекты, но и не допустит повторения подобных ситуаций. В целях обеспечения эффективной реализации принятого комплекса мероприятий, направленных на завершение строительства проблемных объектов и решение вопросов обманутых дольщиков, предполагается создание муниципальной специализированной организации.
В отчетный период большое внимание было уделено капитальному ремонту жилищного фонда, созданию безопасных и комфортных условий для проживания уфимцев. В Адресную программу капитального ремонта многоквартирных домов в 2010 году было включено 90 жилых домов. На эти цели было направлено более 484 млн руб., в том числе 413,6 млн. руб. из Фонда содействия реформированию ЖКХ, 39,3 млн. руб. из городского бюджета. Выделенные местным бюджетом дополнительные средства позволили обеспечить комплексный подход к капитальному ремонту, осуществить параллельно благоустройство придомовых территорий. Следует отметить, что при проведении ремонтных работ были предусмотрены меры, направленные на минимизацию неудобств жильцов: размещены информационные щиты, работали телефоны «горячей линии» Фонда содействия реформированию ЖКХ и Управления жилищно-коммунального хозяйства, организовано альтернативное водоснабжение и установлены биотуалеты. О повышении качества проводимых работ свидетельствует и сокращение более чем в 4 раза жалоб граждан. В связи с вышесказанным хотел бы напомнить, что наша установка не меняется – каждый депутат должен держать под личным контролем проведение капитального ремонта на территории своих избирательных округов.
Масштабная работа проводится в Уфе в рамках реализации городской целевой Программы энергосбережения. В 2010 году в целях координации действий и пропаганды принципов энергосбережения создан Городской центр энергосбережения и внедрения энергоэффективных технологий. В целом завершена установка приборов учета энергоресурсов по муниципальным предприятиям. Все многоквартирные дома оборудованы счетчиками холодной и горячей воды. Началась модернизация системы теплоснабжения, в рамках которой в 822 жилых домах и объектах соцкультбыта были установлены индивидуальные тепловые пункты. Выполнено утепление фасадов зданий (в 199 домах) и чердаков (в 234 домах), устанавливаются современные пластиковые окна, доводчики входных дверей. Впервые была проведена массовая замена устаревшего лифтового оборудования на современные энергосберегающие лифты (около 200). Осуществляется модернизация осветительной системы на основе современных энергосберегающих светильников, светодиодов и энергосберегающих систем освещения подъездов и лестничных клеток. В конце 2010 года в Уфе был сдан в эксплуатацию первый в регионе малоэтажный энергоэффективный дом.
Это лишь первые результаты большой программы, и нам предстоит еще многое сделать для ее успешной реализации. Понимая важность реформирования жилищно-коммунального хозяйства городского округа, Совет оказывал всемерное содействие Администрации в оформлении документов на получение средств из Фонда ЖКХ. В результате только в 2010 года было получено свыше 400 млн руб. на реализацию мероприятий по энергосбережению. Срок действия Фонда содействия реформированию ЖКХ ограничен, поэтому нам уже сегодня надо работать над привлечением к реализации проектов и программ, касающихся ЖКХ, малый и средний бизнес на принципах муниципально-частного партнерства. Информация о ходе реформирования ЖХК должна быть доступна и для рядовых уфимцев. Только тогда нам удастся добиться существенной экономии энергоресурсов, обеспечить высокое качество предоставляемых населению услуг.
Сегодня мы с удовлетворением отмечаем, что в 2010-м городской бюджет был выполнен с профицитом на сумму около 400 млн. руб. Доходная часть бюджета составила 15,8 млрд рублей, план выполнен на 100,9 процента. Тем не менее назвать его бюджетом развития не представляется возможным, в реальный сектор экономики было направлено лишь 6,5% бюджетных средств. Основная часть бюджета – более 75% – была выделена на решение социальных задач.
В отчетный период уфимские парламентарии осуществляли постоянный контроль бюджетных процессов, происходящих в городском округе, в первую очередь решения вопросов наполняемости бюджета, от которого напрямую и зависело выполнение всех наших социальных обязательств перед горожанами.
В качестве одного из главных путей была определена проблема рационального использования муниципальной собственности, в том числе увеличения доли поступлений в казну доходов от сдачи в аренду муниципального имущества. Выяснилось, что, к сожалению, не все контрагенты добросовестно исполняют свои обязательства по оплате арендных платежей. Была создана специальная комиссия по работе с арендаторами-должниками, в которой принимают участие и депутаты, осуществлен целый комплекс других мероприятий. Это позволило взыскать в судебном порядке задолженность в сумме свыше 350 млн. руб., однако в казну реально поступило чуть более 38 млн руб., то есть собираемость долгов по уже вступившим в силу судебным актам не достигала даже 11%. По нашему обращению исполнительное производство этой категории документов было взято под внутренний контроль руководства Управления федеральной службы судебных приставов по РБ. Со своей стороны мы совместно с Администрацией, ее структурами также должны активизировать работу на этом этапе возвращения долгов, взять данный вопрос под постоянный депутатский контроль.
В 2010 году выпадающие доходы городской казны составили 360,2 млн. руб., в том числе 113,7 млн. руб. по неналоговым платежам и 246,5 млн. руб. от предоставления льгот отдельным категориям налогоплательщиков. Учитывая значительность объема выпадающих доходов, Совет городского округа отказал в предоставлении льгот на 2011 год целому ряду организаций. Представление преференций будет и впредь исключительной мерой. Льготы нужно представлять только тем организациям и учреждениям, чья деятельность принципиально важна для нашего городского округа.
На сегодняшний день из 453 объектов муниципального нежилого фонда, включенных в утвержденные Советом городского округа Прогнозные планы (программы) приватизации на 2009 и 2010 годы (в рамках 159-го Федерального закона) реализовано лишь 234 объекта, в том числе в 2010-м 203 объекта на сумму свыше 1 млрд 365 млн. руб.; сумма поступлений в городской бюджет только в 2010 году составила около 443 млн. руб. Однако почти в 80 случаях арендаторы либо отказались от преимущественного права выкупа объектов муниципального нежилого фонда, либо не представили документацию, подтверждающую соответствующие права. КУМСом было проведено 8 аукционов по продаже в собственность объектов муниципального нежилого фонда, по результатам которых был заключено 40 договоров купли-продажи на общую сумму 543 млн руб., в бюджет поступило 460 млн руб. Нам необходимо дальше работать над устранением административных барьеров на пути приватизации муниципальных объектов, совершенствовать процедуру проведения торгов.
Депутатами утвержден солидный пакет социальных программ, разработанных совместно с Администрацией городского округа. Все программы проходила скрупулезное обсуждение на заседаниях Президиума Совета и его постоянных комиссий, поскольку на исполнение каждого конкретного мероприятия требуется выделение бюджетных средств.
В год 65-летия Победы в Великой Отечественно войне из городского бюджета было выделено на проведение ремонта жилых помещений ветеранов около 4 млн. 300 тыс. рублей. На 3,7 млн. руб. были приобретены подарочные наборы. По линии Министерства труда и социальной защиты населения РБ 374 ветерана получили субсидии на приобретение жилья, из них 131 уже реализовали свои сертификаты.
Большую помощь ветеранам оказал наш депутатский корпус. На собственные и привлеченные депутатами произведен ремонт 52 квартир на общую сумму 2,9 млн. рублей, оказана материальная помощь на 1 млн. 200 тыс. рублей.
Большое внимание в деятельности Совета в отчетный период уделялось работе по реализации приоритетных национальных проектов «Образование» и «Здравоохранение» на территории городского округа. В развитие этих проектов только в 2010 году было принято 6 целевых городских программ и десятки других принципиальных решений. Общий объем расходов социальной направленности, обеспечивший нормальную работу и расширение сети школ, детских садов, лечебных учреждений, жилищно-коммунальной и транспортной систем, составил около 12 млрд рублей. Из них 5,5 млрд рублей на образование, что на 15,5 процента выше уровня 2009 года. На здравоохранение, физическую культуру и спорт затрачено 2,8 млрд рублей, что превышает прошлогодние показатели на 29,3 процента.
Депутатами было привлечено внебюджетных средств на решение вопросов школ, детских садов, подростковых клубов, оказание материальной помощи ветеранам труда и другим категориям малоимущего населения на сумму более 8 млн. рублей.
Нынешний год будет также непростым, но мы надеемся, что наш городской округ сумеет сохранить наработанные тенденции развития бюджетной политики. То, что запланировано, будет исполняться своевременно и в соответствии с утвержденным бюджетом.
Одним из приоритетных направлений деятельности Совета городского округа является молодежная политика. В октябре 2010 была утверждена комплексная программа «Молодежь столицы Башкортостана» на 2011–2015 годах, которая представляет собой логическое продолжение подобного проекта, действовавшего в 2006–2010 годах. В развитие этой городской целевой программы принят и успешно реализуется целый комплекс других программ, касающихся трудоустройства и занятости молодых уфимцев, организации их отдыха и досуга, поддержки молодых семей.
Мы постоянно отмечаем рост активности молодые людей, возрастание их интереса к значимым для городского округа мероприятиям. Однако социологические исследования свидетельствуют, что в общественное движение сегодня вовлечено менее 15% молодежи. Ее потенциал, к сожалению, до сих пор не востребован в полной мере. При этом главное направить этот потенциал в конструктивное русло. Нужно помнить, что молодежь в силу возраста близко воспринимает происходящее вокруг, острее на них реагирует.
Декабрьские события на Манежной площади в Москве показали, что у нас проблем в работе с молодежью более чем достаточно. Не случайно президентом Республики Башкортостан нынешний год объявлен Годом укрепления межнациональных отношений. Это значит, что межнациональные и межконфессиональные отношений выходят на первый план, хотя и в предыдущие годы мы занимались этими вопросами. Убедительный пример тому проведение традиционного Аксаковского праздника, организация лагерной смены «Лидер». Мы должны признать, что в современной школе отчетливо хромает воспитательный компонент. Сейчас социальные сети не просто конкурируют с семьей и школой в воспитании молодежи, но зачастую становятся главным воспитателем. А они, как Вы понимаете, в принципе способны разжечь нездоровые страсти.
Добрососедские взаимоотношения людей разных национальностей имеют основополагающее значение для сохранения стабильности в обществе.
Поэтому, проанализировав все, что нами сделано в этой сфере, мы должны придать системность нашей работе. Необходимо взять под депутатский контроль вопросы воспитания толерантности, начиная со школы и заканчивая вузами. Нужен регулярный мониторинг ситуации и ксенофобских настроений в городском округе, разработать план мероприятий и создать эффективную систему предотвращения межэтнической и межконфессиональной враждебности. Необходимо продумать и возможно следует организовать при Совете и Администрации городского округа консультационный совет по реализации национальной политики и развитию государственно-конфессиональных отношений, который будет обеспечивать взаимодействие органов местного самоуправления с представителями национальных и религиозных объединений, осуществляющих свою деятельность на территории городского округа. Такие примеры в республике уже есть.
Корни деструктивного поведения молодежи связаны отнюдь не только с недостатком воспитания. Абсолютно справедливы слова: «займите молодежь делом, или она сама найдет дело». Нам нужно активнее вовлекать молодых уфимцев в общественную жизнь городского округа.
К примеру, управление внутренних дел могло бы активнее привлекать молодежь к своей работе. С одной стороны решался бы вопрос кадрового резерва для милиции, а с другой – общественные молодежные организации, в частности «Молодая гвардия «Единой России», имея свою вертикаль, могут внести действенный вклад в улучшение криминогенной ситуации, заниматься проведением профилактической работы среди молодежи и подростков, стать надежными помощниками правоохранительных органов. Это очень важно сегодня, когда снижение в городском округе ряда показателей по количеству преступлений и их раскрываемости еще не гарантирует безопасности жителям и гостям нашего города, сохранности их собственности. Абсолютные цифры остаются значительными. В 2010 году на территории Уфы было зарегистрировано свыше 22 тыс. преступлений (на 1,5 тысячи меньше, чем в прошлому году). Процент раскрываемости составил 54,6. В пользу вышесказанного говорит и тот факт, что глубокое реформирование милиции может сопровождаться значительным сокращением численности органов внутренних дел.
Эффективность деятельности муниципальных органов власти определяется в том числе слаженностью работы постоянных комиссий Совета и структурных подразделений Администрации по всем направлениям жизнедеятельности городского округа. Но, к сожалению, в полной мере добиться этого пока не удается. По-прежнему недостаточно часто депутаты заслушивают отчеты управлений и отделов Администрации об исполнении принятых решений, нормативных документов, резолюций депутатских слушаний. С другой стороны, имеют место и такие факты, когда ряд структур Администрации не приглашает депутатов на обсуждение важных для городского округа вопросов.
Да и сами депутаты порой уклоняются от этой работы. Еще более нелицеприятный факт связан с игнорированием должностными лицами администрации публичных слушаний. Почему депутаты, работающие на общественных началах, руководящие крупными предприятиями, находят время, чтобы участвовать в важных для городского округа мероприятиях, а муниципальные служащие в нарушение своих обязанностей игнорируют такие мероприятия? Подобного отношения мы впредь терпеть не будем.
Уважаемые коллеги!
Нашу работу оценивают по тому, насколько проработанные, высокого качества нормативные акты мы принимаем. А качество, в свою очередь, зависит от нашего участия в подготовке проектов.
К сожалению, до сих пор отдельные депутаты позволяют себе не присутствовать на заседаниях Совета и постоянных комиссий, где идет основная работа по проектам документов. Хочу напомнить, что избрание в Совет не только высокая честь, но и большая ответственность. По моему мнению, комиссия по соблюдению Регламента Совета, статуса и этики депутата должна определить свою принципиальную позицию в отношении прогульщиков. А секретариату Совета необходимо регулярно доводить через сайт информацию о подобных фактах до наших избирателей.
Хотел бы особо остановиться на том, что и для нашего городского округа сегодня актуальна защита от противоправных действий, связанных с использованием служебного положения. Только за восемь месяцев 2010 года в Уфе было выявлено 510 фактов взяточничества, злоупотребления должностными полномочиями, служебного подлога, халатности, и это на 32% (!) выше аналогичного показателя за 2009 год. При этом наибольшее количество преступлений данной категории выявлено, наряду со здравоохранением и образованием, в органах власти и управления. В этой связи нам крайне необходимо в ближайшее время:
– разработать и реализовать комплекс мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение коррупционных преступлений;
– регулярно информировать уфимцев через средства массовой информации о принимаемых мерах по борьбе с коррупцией.
23 декабря на очередном заседании Совета были утверждены бюджет и основные показатели прогноза социально-экономического развития городского округа. Оба документа носят стратегический характер и являются основополагающими нормативными актами городского округа на текущий год. Мероприятия по их исполнению направлены на активизацию инвестиционной деятельности, поступательное развитие экономики столицы и ее социальной сферы.
Пользуясь случаем, хотел бы отметить значительный вклад депутата Фролова Петра Никитовича в организацию данной работы и плодотворную деятельность возглавляемой им постоянной комиссии и комиссии по проведению публичных слушаний по бюджету.
Управления и отделы Администрации города, особо хочу выделить Территориальное финансовое управление Министерства финансов Республики Башкортостан на территории города Уфа провели огромную подготовительную работу, в результате которой был сформирован бюджет, традиционно имеющий социальную направленность. На образование, здравоохранение, социальную защиту населения, как и в предыдущие годы, направлена основная часть бюджетных средств.
В 2011 году мы по-прежнему должны сверхэкономно расходовать бюджетные средства. Однако необходимо удержать темпы социально-экономического развития города, продолжить работу по строительству социального жилья, дорог, детских садов, благоустройству городских улиц. В сложившейся экономической ситуации мы должны тщательно выбирать приоритеты и направлять ресурсы на самые необходимые и жизненно важные мероприятия и дела.
Совету надлежит осуществлять постоянный жесткий контроль за расходованием бюджетных средств, за эффективным использованием муниципальной собственности. При этом особое внимание обращать на вопросы, связанные с исполнением доходной части и рациональным использованием расходной части бюджета. Никаких неоправданных проектов. Все должно быть направлено на выполнение главной задачи – обеспечение своевременной и в полном объёме выплаты заработной платы работникам бюджетных организаций, бесперебойной работы школ, больниц, дошкольных учреждений, транспортного и коммунального обслуживания населения, сохранения рабочих мест. Финансирование других статей расхода в городском округе должно производиться только после всестороннего и детального анализа текущего состояния бюджета.
Сегодня мы будем утверждать план работы Совета городского округа на первое полугодие текущего года. Проект документа прошел всестороннее обсуждение на заседаниях президиума и постоянных комиссий Совета. В нем нашли отражение и все предложения Администрации. Особое внимание в документе уделяется в первую очередь, решению социальных вопросов, и безусловно – поддержке реального сектора экономики, эффективности использования муниципального имущества, строгому контролю за расходованием городской казны.
Долг депутатского корпуса – стоять на защите интересов горожан, их законных прав, вовлекать городское население в управление жизнедеятельностью муниципального образования, всемерно содействовать повышению уровня и качества жизни наших горожан. Все это предписано федеральным законодательством о местном самоуправлении, на основе которого строится повседневная работа Совета городского округа, каждого депутата. Уверен, что задачи, стоящие перед уфимскими парламентариями на 2011 год, будут выполнены.
Благодарю за внимание!
Сегодняшняя наша встреча посвящена подведению итогов работы Совета городского округа город Уфа за 2010 год.
В отчетный период мы занимались прежде всего преодолением последствий мирового финансового кризиса в жизнедеятельности городского округа. По оценкам экспертов, Уфа по-прежнему остается одним из лидеров в ключевых рейтинговых номинациях, входит в число наиболее привлекательных городов для ведения бизнеса. Другим наглядным показателем ее стабильного развития является естественный прирост населения, который имеет место в нашем городе – единственном из российских миллионников с 2008 года.
Прошедший год был отмечен важными переменами в политической жизни – сменой руководства республики, и это закономерно вызвало изменения в подходах к управлению социально-экономическими процессами. С первых шагов президент республики Рустем Закиевич Хамитов сформулировал простые и понятные приоритеты в работе органов государственной и муниципальной власти: обеспечение населения работой, достойной зарплатой и доступным жильем. Главным результатом деятельности властных структур должен стать устойчивый рост благосостояния граждан.
Президентом определен и основной инструмент достижения поставленных целей – это открытость и прозрачность власти. Только тогда, когда для всех граждан будут ясными правила, которыми руководствуются чиновники при принятии решении, власть будет в состоянии обеспечить качественно новую модель управления. С другой стороны, прозрачность является лучшим способом предотвращения коррупции во власти.
С учетом всего сказанного хотел бы теперь остановиться на узловых моментах, характеризующих деятельность депутатского корпуса в 2010 году.
В отчетном году было проведено 10 заседаний Совета, на которых рассмотрено 254 вопроса, принято 224 нормативных правовых акта, в том числе 12 городских целевых программ.
Практически ни одна сфера жизнедеятельности городского округа не осталась без внимания. Дальнейшее развитие получили вопросы совершенствования системы местного самоуправления, реализации приоритетных национальных проектов на территории городского округа, социального обеспечения, жилищного строительства, функционирования городского хозяйства.
Президиумом Совета рассмотрено 226 вопросов, инициированных депутатским корпусом и администрацией городского округа. Замечу, что именно на этом этапе проекты решений подвергаются тщательному анализу, как с правовой точки зрения, так и целесообразности их принятия, поэтому стилем заседаний Президиума всегда является конструктивный диалог. По итогам обсуждения рассматриваемых документов проекты обычно дорабатываются и дополняются, редко доходят до заседания Совета в первоначальном варианте. Два вопроса в отчетном году вообще были сняты с рассмотрения по причинам неготовности или нецелесообразности.
Как уже неоднократно отмечалось, столичный статус Уфы, переплетение здесь разных ветвей и уровней власти придают особую актуальность объединению общих усилий для создания эффективной системы местного самоуправления. Мы с удовлетворением отмечаем, что у нас сложились достаточно тесные контакты с Советом по местному самоуправлению при Президенте Республики, с соответствующими структурами Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан.
В этом контексте представляется перспективным предложение спикера республиканского парламента Константина Борисовича Толкачева о создании депутатских объединений по территориальному признаку, куда могли бы войти депутаты городского Совета и Госсобрания, которые избраны от этой территории. В перспективе в этой работе могли бы принять участие и депутаты Госдумы от Башкортостана. Кроме того, к ней можно было бы привлечь представителей Молодежной общественной палаты, местных активистов, в полной мере использовать потенциал партий на местах. Все это было бы абсолютно логично, поскольку задачи депутатов разного уровня в принципе одинаковы – приближать власть к народу, избирателям, объединять усилия общества по модернизации, реформированию всех отраслей экономики, способствовать становлению местного самоуправления, содействовать наполняемости бюджетов всех уровней, своим каждодневным трудом укреплять авторитет власти и доверие людей к ней.
Некоторый опыт в этом плане у нас уже есть. Так, объединились в группу и совместно выступают при решении проблем своей территории депутаты Орджоникидзевского района. В Кировском и Советском районах депутатами разных уровней успешно практикуется общий прием избирателей.
Конструктивный характер носит взаимодействие Совета с Прокуратурой города Уфы. Стало системой, что большинство проектов наших нормативных актов проходит правовую экспертизу еще на этапе подготовки, и это положительно сказывается на качестве муниципального нормотворчества. Тем не менее ошибки все-таки случаются, мы еще допускаем погрешности. В 2010 году Совет получил 12 представлений и протестов из Прокуратуры (на 2 меньше, чем в 2009 году). На их основании депутатами было внесено 11 изменений в уже действующие нормативные акты.
Проработанность нормативных актов, принимаемых уфимскими депутатами (не случайно некоторые из них рекомендованы другим муниципальным образованиям республики в качестве образцов!), и это хочу особо подчеркнуть, обеспечивается во многом благодаря гармоничным взаимоотношениям и согласованной работе Совета и городской администрации.
Вместе с тем еще остаются «узкие места» в нашем нормотворчестве. В отчетный период в уже принятые акты было внесено 58 изменений и дополнений, при этом не все они были вызваны объективными причинами. Так, 24 ноября Советом были утверждены Условия приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации города. Но буквально через месяц потребовалось внести в эти Условия изменения по причине того, что разработчики документа допустили серьезные неточности в формулировках. Или еще пример. 15 декабря по предложению КУМСа были внесены изменения в Положение о муниципальном земельном контроле. А 23 декабря депутаты были вынуждены вновь вернуться к этому документу, но уже по предложению другой службы. Эти факты симптоматичны и указывают на отсутствие связей и согласованности в действиях структурных подразделений администрации.
В свою очередь и депутаты допускают формальный подход к изучению и анализу представляемых к утверждению проектов документов. Яркий пример тому принятие уже упомянутых мной Условий приема сточных вод. Все депутаты проголосовали единогласно за проект. Вопросы же пошли тогда, когда они уже столкнулись с исполнением этого нормативного акта как руководители предприятий. Мы не можем себе позволить подобное, наши решения должны всегда быть выверенными.
Другой фактор, обеспечивающий положительные результаты в муниципальном нормотворчестве, связан с активным вовлечением населения в решение вопросов жизнедеятельности городского округа.
С самого начала основополагающим принципом своей работы уфимский Совет провозгласил гласность и прозрачность действий.
В прошлом году все депутаты отчитались перед своими избирателями, приняли около 3 тысяч человек на личном приеме. Было проведено 3291 собрание граждан по вопросам местного значения. В июне 2010 года состоялся опрос около 5 тысяч уфимцев по проекту строительства новых установок нефтеперерабатывающей промышленности на территории города.
От граждан и организаций поступило в общей сложности свыше 2,5 тысяч обращений. Ни одно из них, письменное или устное, не осталось без ответа. Мы получили около 200 благодарственных писем, в которых горожане высоко оценивают работу депутатского корпуса, отмечают повышение ее эффективности.
Анализ показывает ежегодное увеличение количества обращений граждан в Совет и администрацию городского округа (в среднем на 9%; по Совету – 6%, по администрации – 11,7%). Безусловно, это в первую очередь сигнал о нерешенных проблемах жизнедеятельности городского округа. Но обращения горожан – в отчетном году их было около 30 тыс. – нельзя рассматривать только со знаком «минус». В определенной степени это есть еще и показатель их доверия к власти. А двукратное увеличение доли электронных «писем во власть» показывает, что на другом конце связи находятся горожане молодого и среднего возраста – самые дееспособные и перспективные наши избиратели.
Наиболее важные решения депутатского корпуса, целевые программы, проекты нормативных документов, предназначенных для обсуждения на публичных слушаниях, регулярно размещаются на страницах «Вечерней Уфы» и официальном сайте Совета городского округа. Избиратели могут получить информацию и через персональные интернет-страницы депутатов.
В выстраивании полноценного диалога с населением значительную роль играют публичные слушания. Обсуждение проектов документов в таком формате дает возможность услышать мнение горожан и учесть их интересы при принятии важнейших для жизнедеятельности городского округа нормативных актов. В связи с этим хотел бы выразить благодарность постоянной комиссии по проведению публичных слушаний в градостроительной сфере и ее бессменному председателю депутату Безрукавникову Анатолию Ивановичу. (Аплодисменты).
В отчетном году было проведено 19 публичных слушаний по вопросам формирования и исполнения местного бюджета, правилам землепользования и застройки, проектам межевания территорий в различных кварталах города. Их участниками стали около 2,5 тысяч горожан, с учетом мнения которых были приняты соответствующие нормативные акты.
В связи с большой востребованностью публичных слушаний (только за последние 2 месяца прошли 18 «публичек»!) сегодня решается вопрос об увеличении численного состава постоянной комиссий.
Таким образом, сложившаяся в нашем городском округе система нормотворчества позволяет регулировать совокупность общественных отношений, обеспечивает в целом рациональное использование потенциала и ресурсов муниципального образования.
В отчетный период в деятельности Совета нормотворчество органично сочеталось с активной работой депутатов по контролю исполнения принятых правовых актов и решений. На заседаниях Совета и его президиума, депутатских слушаниях регулярно обсуждались вопросы реализации приоритетных национальных проектов и целевых городских программ, отчеты администрации и ее структурных подразделений, руководителей муниципальных предприятий и учреждений. При этом депутаты стремились не только заслушивать итоговые отчеты, но и осуществлять промежуточный контроль в процессе исполнения решений Совета. При этом хотелось бы указать на заметное повышение качества и своевременность предоставления запрашиваемой депутатами информации.
В минувшем году ситуация в экономике городского округа в целом стабилизировалась, хотя последствия мирового финансового кризиса давали о себе знать. Выросли объемы отгруженной продукции собственного производства предприятий, товарооборот и объем платных услуг, оказанных населению. Индекс промышленного производства по городу составил в 2010 году более 110,6%. Среднемесячная заработная плата достигла 21 380 руб. По состоянию на 1 января текущего года, просроченная задолженность по зарплате имелась лишь на одном предприятии.
Снижение доли убыточных предприятий (на 18,1%), количества предприятий, работающих в режиме сокращенной рабочей недели, а также модернизация производства и освоение новых видов продукции на ряде предприятий положительно сказались на занятости населения, хотя ситуация на рынке труда остается непростой. На 1 января 2011 года официально статус безработного имели 11,2 тыс. человек, что на 17% меньше, чем в 2009 г. Уровень зарегистрированной безработицы также имел тенденцию к снижению и составил 2,08% от численности экономически активного населения. Во многом это происходило благодаря успешной реализации Администрацией Уфы совместно с центрами занятости населения, объединением работодателей и профсоюзами городской Программы содействия занятости населения и Республиканской программы по снижению напряженности на рынке труда.
Считаю, что и депутатский корпус должен активнее подключиться к этой работе. Назрела, на мой взгляд, необходимость в принятии нормативных документов о привлечении граждан к выполнению социально значимых для городского округа работ. Вопросы занятости населения, должны стать предметом регулярного обсуждения на депутатских слушаниях и заседаниях постоянных комиссий. При этом максимальное внимание депутаты должны обратить на трудоустройство молодых уфимцев. В 2010 году 44,5% обратившихся в центры занятости города составила молодежь в возрасте 16–29 лет. Это очень большой процент! Необходимо дальше развивать уже апробированные, показавшие положительный результат работы по организации временной занятости несовершеннолетних, профориентации учащихся образовательных учреждений.
В этом контексте архиважной задачей становится разрушение административных барьеров в отношении малого и среднего предпринимательства.
В городском округе в целом успешно реализуется Программа поддержки малого и среднего предпринимательства. В течение последних пяти лет количество субъектов малого и среднего бизнеса увеличилось в 1,5 раза, они представлены во всех видах экономической деятельности.
Органами местного самоуправления созданы необходимые условия для развития инфраструктуры поддержки малого бизнеса. Организована работа Координационного совета в области развития малого и среднего предпринимательства при Администрации городского округа, Уфимского городского фонда развития и поддержки малого предпринимательства. Субъектам малого бизнеса предоставляются льготные условия по приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности.
В отчетном году налоговые поступления от предпринимательской деятельности составили 827,5 млн. рублей, или 8,8% доходной части муниципального бюджета. Доля работающих в этом секторе достигла 23,2% от общего количества занятых в экономике.
Сегодня наша основная задача – не только сохранить достигнутые показатели развития этого сектора, но и обеспечить постоянный его прирост. Нам есть на кого ориентироваться. Достижения других городов-миллионников в сфере мелкого и среднего предпринимательства характеризуются более привлекательными цифрами. К примеру, в Челябинске в минувшем году в этом сегменте работало 39% от общей численности занятых в экономике города. Вклад малого и среднего бизнеса составил более 10% доходной части городского бюджета, или более 1 млрд 130 млн. рублей.
Постоянной комиссии по экономической политике, предпринимательству и потребительскому рынку (председатель – депутат Марат Васфиевич Васимов) должен взять под постоянный контроль вопросы развития малого и среднего бизнеса в по городскому округе, так как именно этим в ближайшие годы будет определяться появление дополнительных рабочих мест и наполняемость городского бюджета. Необходимо шире привлекать к этой работе, особенно в разрезе поддержки молодых и начинающих предпринимателей, Молодежную палату, молодежные общественные организации и профсоюзных лидеров.
Есть еще одна причина, требующая усиления депутатского внимания к малому и среднему бизнесу. Мы должны признать, что сегодня в этом секторе практически нет статистики по заработной плате, нет достоверных данных ни по ее величине, ни по срокам задержек выплат. Сейчас эти вопросы поставлены на повестку дня на республиканском уровне: началась подготовка предложений по изменению законодательства, усилению наказания за предоставление бизнес-структурами недостоверной информации по заработной плате. Мы, уфимские парламентарии, не должны оставаться в стороне от решения этих, жизненно важных и для нашего городского округа, вопросов.
Хочу напомнить, уважаемые коллеги, что во время встречи с руководителями муниципалитетов в ноябре 2010 года президент республики назвал «снижение зависимости муниципальных образований от республиканской казны, административных барьеров на пути развития малого бизнеса и поиск инвесторов» приоритетными направлениями работы.
В этой связи, на мой взгляд, есть необходимость в создании в составе Администрации самостоятельной структуры, занимающейся проблемами инвестиций и развития бизнеса в городском округе. Этого требует и необходимость разработки бизнес-карты Уфы, с чем мы, следует признать, явно запаздываем. Это должен быть масштабный документ типа Инвестиционного паспорта городского округа, в котором на основе анализа сильных и слабых сторон развития территории, а также потенциальных возможностей и угроз, могущих оказать влияние на реализацию социально-экономических процессов, были бы определены пути привлечения и основные направления вложения инвестиционных ресурсов. Мы должны постоянно вести работу над созданием достоверной и, хочу это особо подчеркнуть, доступной информации относительно параметров инвестиционного облика нашего городского округа и его перспектив. Речь идет о формировании перечня неиспользуемых производственных мощностей, площадей и объектов незавершенного строительства, находящихся в муниципальной собственности; реестра свободных земельных площадок, пригодных для строительства жилых и производственных помещений; выпуске презентационных материалов по инвестиционной тематике, в том числе на иностранных языках; создании на официальном сайте регулярно обновляющейся интернет-странички с полной информацией об инвестиционных возможностях города; осуществлении онлайн-консультаций потенциальных инвесторов и т.д.
Отсюда закономерно вытекает необходимость и целесообразность создания единого интернет-портала, скажем, под условным названием «Электронный муниципалитет», где будут представлены обе ветви муниципальной власти. Это позволит нам работать в единой системе координат, будет способствовать рациональному использованию наших ресурсов и повышению эффективности нашей работы.
В отчетный период в зоне постоянного внимания Совета находились вопросы строительства жилья и объектов социальной инфраструктуры. Эти вопросы неоднократно выносились на обсуждение на наших заседаниях (слайд).
В 2010 году в Уфе построено и введено в эксплуатацию 654 428 кв. м жилья, что соответствует 115% к уровню 2009 года. 358 524 кв. м, или 89,3%, из них составило индивидуальное жилье.
Наш город занимает лидирующие позиции среди миллионников по переселению из ветхого и аварийного жилья. В рамках реализации федеральной программы Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в отчетном году выделено 244 млн. рублей из бюджетов всех уровней на переселение 442 уфимцев из 22 аварийных домов.
В соответствии с городской Адресной программой в 2010 году на строительство социальных объектов было направлено свыше 205,5 млн. рублей.
Введено в строй более 20 спортивных и культурно-досуговых объектов, в их числе спортивные площадки с искусственным покрытием и тренажерно-гимнастическими комплексами во всех районах города. Осуществлены ремонтные работы в нескольких больницах и поликлиниках, современный облик приобрел главный корпус горбольницы №17. Построено 3 новых детских сада, школа в микрорайоне «Сипайлово», проведена реконструкция со строительством пристроя гимназии №39, капитальный ремонт гимназии №3, а также столовых 13 общеобразовательных учреждений города.
Однако ситуация в строительной отрасли продолжает оставаться достаточно сложной. Значительного позитивного перелома и оживления на рынке жилья достичь пока не удается. Объемы финансирования строительства через ипотечное кредитование и кредитование строительных предприятий по-прежнему далеки от докризисных, вследствие чего реализация принятых программ по жилищному строительству вызывает определенные трудности.
В значительной степени это связано с тем, что в этой сфере мы уже долгие годы идем за событиями. Были обращения обманутых дольщиков и в Администрацию, и в Совет городского округа. Уже к лету прошлого года в Уфе было официально зарегистрировано 22 дома-долгостроя, за которыми стояли тысячи обманутых дольщиков. Надо признать, что этими вопросами мы стали заниматься крайне поздно и то лишь после вмешательства президента республики. Только в ноябре прошлого года Советом были утверждены решения «О реализации мероприятий, необходимых для завершения строительства «проблемных» многоквартирных жилых домов» и «О порядке предоставления арендатором отсрочки или рассрочки по уплате арендной платы за пользование земельными участками, предоставленными для строительства многоквартирных домов». Совместно с Администрацией мы выработали такой механизм, который позволит не только решать проблемы долгостроев и жестко контролировать эти объекты, но и не допустит повторения подобных ситуаций. В целях обеспечения эффективной реализации принятого комплекса мероприятий, направленных на завершение строительства проблемных объектов и решение вопросов обманутых дольщиков, предполагается создание муниципальной специализированной организации.
В отчетный период большое внимание было уделено капитальному ремонту жилищного фонда, созданию безопасных и комфортных условий для проживания уфимцев. В Адресную программу капитального ремонта многоквартирных домов в 2010 году было включено 90 жилых домов. На эти цели было направлено более 484 млн руб., в том числе 413,6 млн. руб. из Фонда содействия реформированию ЖКХ, 39,3 млн. руб. из городского бюджета. Выделенные местным бюджетом дополнительные средства позволили обеспечить комплексный подход к капитальному ремонту, осуществить параллельно благоустройство придомовых территорий. Следует отметить, что при проведении ремонтных работ были предусмотрены меры, направленные на минимизацию неудобств жильцов: размещены информационные щиты, работали телефоны «горячей линии» Фонда содействия реформированию ЖКХ и Управления жилищно-коммунального хозяйства, организовано альтернативное водоснабжение и установлены биотуалеты. О повышении качества проводимых работ свидетельствует и сокращение более чем в 4 раза жалоб граждан. В связи с вышесказанным хотел бы напомнить, что наша установка не меняется – каждый депутат должен держать под личным контролем проведение капитального ремонта на территории своих избирательных округов.
Масштабная работа проводится в Уфе в рамках реализации городской целевой Программы энергосбережения. В 2010 году в целях координации действий и пропаганды принципов энергосбережения создан Городской центр энергосбережения и внедрения энергоэффективных технологий. В целом завершена установка приборов учета энергоресурсов по муниципальным предприятиям. Все многоквартирные дома оборудованы счетчиками холодной и горячей воды. Началась модернизация системы теплоснабжения, в рамках которой в 822 жилых домах и объектах соцкультбыта были установлены индивидуальные тепловые пункты. Выполнено утепление фасадов зданий (в 199 домах) и чердаков (в 234 домах), устанавливаются современные пластиковые окна, доводчики входных дверей. Впервые была проведена массовая замена устаревшего лифтового оборудования на современные энергосберегающие лифты (около 200). Осуществляется модернизация осветительной системы на основе современных энергосберегающих светильников, светодиодов и энергосберегающих систем освещения подъездов и лестничных клеток. В конце 2010 года в Уфе был сдан в эксплуатацию первый в регионе малоэтажный энергоэффективный дом.
Это лишь первые результаты большой программы, и нам предстоит еще многое сделать для ее успешной реализации. Понимая важность реформирования жилищно-коммунального хозяйства городского округа, Совет оказывал всемерное содействие Администрации в оформлении документов на получение средств из Фонда ЖКХ. В результате только в 2010 года было получено свыше 400 млн руб. на реализацию мероприятий по энергосбережению. Срок действия Фонда содействия реформированию ЖКХ ограничен, поэтому нам уже сегодня надо работать над привлечением к реализации проектов и программ, касающихся ЖКХ, малый и средний бизнес на принципах муниципально-частного партнерства. Информация о ходе реформирования ЖХК должна быть доступна и для рядовых уфимцев. Только тогда нам удастся добиться существенной экономии энергоресурсов, обеспечить высокое качество предоставляемых населению услуг.
Сегодня мы с удовлетворением отмечаем, что в 2010-м городской бюджет был выполнен с профицитом на сумму около 400 млн. руб. Доходная часть бюджета составила 15,8 млрд рублей, план выполнен на 100,9 процента. Тем не менее назвать его бюджетом развития не представляется возможным, в реальный сектор экономики было направлено лишь 6,5% бюджетных средств. Основная часть бюджета – более 75% – была выделена на решение социальных задач.
В отчетный период уфимские парламентарии осуществляли постоянный контроль бюджетных процессов, происходящих в городском округе, в первую очередь решения вопросов наполняемости бюджета, от которого напрямую и зависело выполнение всех наших социальных обязательств перед горожанами.
В качестве одного из главных путей была определена проблема рационального использования муниципальной собственности, в том числе увеличения доли поступлений в казну доходов от сдачи в аренду муниципального имущества. Выяснилось, что, к сожалению, не все контрагенты добросовестно исполняют свои обязательства по оплате арендных платежей. Была создана специальная комиссия по работе с арендаторами-должниками, в которой принимают участие и депутаты, осуществлен целый комплекс других мероприятий. Это позволило взыскать в судебном порядке задолженность в сумме свыше 350 млн. руб., однако в казну реально поступило чуть более 38 млн руб., то есть собираемость долгов по уже вступившим в силу судебным актам не достигала даже 11%. По нашему обращению исполнительное производство этой категории документов было взято под внутренний контроль руководства Управления федеральной службы судебных приставов по РБ. Со своей стороны мы совместно с Администрацией, ее структурами также должны активизировать работу на этом этапе возвращения долгов, взять данный вопрос под постоянный депутатский контроль.
В 2010 году выпадающие доходы городской казны составили 360,2 млн. руб., в том числе 113,7 млн. руб. по неналоговым платежам и 246,5 млн. руб. от предоставления льгот отдельным категориям налогоплательщиков. Учитывая значительность объема выпадающих доходов, Совет городского округа отказал в предоставлении льгот на 2011 год целому ряду организаций. Представление преференций будет и впредь исключительной мерой. Льготы нужно представлять только тем организациям и учреждениям, чья деятельность принципиально важна для нашего городского округа.
На сегодняшний день из 453 объектов муниципального нежилого фонда, включенных в утвержденные Советом городского округа Прогнозные планы (программы) приватизации на 2009 и 2010 годы (в рамках 159-го Федерального закона) реализовано лишь 234 объекта, в том числе в 2010-м 203 объекта на сумму свыше 1 млрд 365 млн. руб.; сумма поступлений в городской бюджет только в 2010 году составила около 443 млн. руб. Однако почти в 80 случаях арендаторы либо отказались от преимущественного права выкупа объектов муниципального нежилого фонда, либо не представили документацию, подтверждающую соответствующие права. КУМСом было проведено 8 аукционов по продаже в собственность объектов муниципального нежилого фонда, по результатам которых был заключено 40 договоров купли-продажи на общую сумму 543 млн руб., в бюджет поступило 460 млн руб. Нам необходимо дальше работать над устранением административных барьеров на пути приватизации муниципальных объектов, совершенствовать процедуру проведения торгов.
Депутатами утвержден солидный пакет социальных программ, разработанных совместно с Администрацией городского округа. Все программы проходила скрупулезное обсуждение на заседаниях Президиума Совета и его постоянных комиссий, поскольку на исполнение каждого конкретного мероприятия требуется выделение бюджетных средств.
В год 65-летия Победы в Великой Отечественно войне из городского бюджета было выделено на проведение ремонта жилых помещений ветеранов около 4 млн. 300 тыс. рублей. На 3,7 млн. руб. были приобретены подарочные наборы. По линии Министерства труда и социальной защиты населения РБ 374 ветерана получили субсидии на приобретение жилья, из них 131 уже реализовали свои сертификаты.
Большую помощь ветеранам оказал наш депутатский корпус. На собственные и привлеченные депутатами произведен ремонт 52 квартир на общую сумму 2,9 млн. рублей, оказана материальная помощь на 1 млн. 200 тыс. рублей.
Большое внимание в деятельности Совета в отчетный период уделялось работе по реализации приоритетных национальных проектов «Образование» и «Здравоохранение» на территории городского округа. В развитие этих проектов только в 2010 году было принято 6 целевых городских программ и десятки других принципиальных решений. Общий объем расходов социальной направленности, обеспечивший нормальную работу и расширение сети школ, детских садов, лечебных учреждений, жилищно-коммунальной и транспортной систем, составил около 12 млрд рублей. Из них 5,5 млрд рублей на образование, что на 15,5 процента выше уровня 2009 года. На здравоохранение, физическую культуру и спорт затрачено 2,8 млрд рублей, что превышает прошлогодние показатели на 29,3 процента.
Депутатами было привлечено внебюджетных средств на решение вопросов школ, детских садов, подростковых клубов, оказание материальной помощи ветеранам труда и другим категориям малоимущего населения на сумму более 8 млн. рублей.
Нынешний год будет также непростым, но мы надеемся, что наш городской округ сумеет сохранить наработанные тенденции развития бюджетной политики. То, что запланировано, будет исполняться своевременно и в соответствии с утвержденным бюджетом.
Одним из приоритетных направлений деятельности Совета городского округа является молодежная политика. В октябре 2010 была утверждена комплексная программа «Молодежь столицы Башкортостана» на 2011–2015 годах, которая представляет собой логическое продолжение подобного проекта, действовавшего в 2006–2010 годах. В развитие этой городской целевой программы принят и успешно реализуется целый комплекс других программ, касающихся трудоустройства и занятости молодых уфимцев, организации их отдыха и досуга, поддержки молодых семей.
Мы постоянно отмечаем рост активности молодые людей, возрастание их интереса к значимым для городского округа мероприятиям. Однако социологические исследования свидетельствуют, что в общественное движение сегодня вовлечено менее 15% молодежи. Ее потенциал, к сожалению, до сих пор не востребован в полной мере. При этом главное направить этот потенциал в конструктивное русло. Нужно помнить, что молодежь в силу возраста близко воспринимает происходящее вокруг, острее на них реагирует.
Декабрьские события на Манежной площади в Москве показали, что у нас проблем в работе с молодежью более чем достаточно. Не случайно президентом Республики Башкортостан нынешний год объявлен Годом укрепления межнациональных отношений. Это значит, что межнациональные и межконфессиональные отношений выходят на первый план, хотя и в предыдущие годы мы занимались этими вопросами. Убедительный пример тому проведение традиционного Аксаковского праздника, организация лагерной смены «Лидер». Мы должны признать, что в современной школе отчетливо хромает воспитательный компонент. Сейчас социальные сети не просто конкурируют с семьей и школой в воспитании молодежи, но зачастую становятся главным воспитателем. А они, как Вы понимаете, в принципе способны разжечь нездоровые страсти.
Добрососедские взаимоотношения людей разных национальностей имеют основополагающее значение для сохранения стабильности в обществе.
Поэтому, проанализировав все, что нами сделано в этой сфере, мы должны придать системность нашей работе. Необходимо взять под депутатский контроль вопросы воспитания толерантности, начиная со школы и заканчивая вузами. Нужен регулярный мониторинг ситуации и ксенофобских настроений в городском округе, разработать план мероприятий и создать эффективную систему предотвращения межэтнической и межконфессиональной враждебности. Необходимо продумать и возможно следует организовать при Совете и Администрации городского округа консультационный совет по реализации национальной политики и развитию государственно-конфессиональных отношений, который будет обеспечивать взаимодействие органов местного самоуправления с представителями национальных и религиозных объединений, осуществляющих свою деятельность на территории городского округа. Такие примеры в республике уже есть.
Корни деструктивного поведения молодежи связаны отнюдь не только с недостатком воспитания. Абсолютно справедливы слова: «займите молодежь делом, или она сама найдет дело». Нам нужно активнее вовлекать молодых уфимцев в общественную жизнь городского округа.
К примеру, управление внутренних дел могло бы активнее привлекать молодежь к своей работе. С одной стороны решался бы вопрос кадрового резерва для милиции, а с другой – общественные молодежные организации, в частности «Молодая гвардия «Единой России», имея свою вертикаль, могут внести действенный вклад в улучшение криминогенной ситуации, заниматься проведением профилактической работы среди молодежи и подростков, стать надежными помощниками правоохранительных органов. Это очень важно сегодня, когда снижение в городском округе ряда показателей по количеству преступлений и их раскрываемости еще не гарантирует безопасности жителям и гостям нашего города, сохранности их собственности. Абсолютные цифры остаются значительными. В 2010 году на территории Уфы было зарегистрировано свыше 22 тыс. преступлений (на 1,5 тысячи меньше, чем в прошлому году). Процент раскрываемости составил 54,6. В пользу вышесказанного говорит и тот факт, что глубокое реформирование милиции может сопровождаться значительным сокращением численности органов внутренних дел.
Эффективность деятельности муниципальных органов власти определяется в том числе слаженностью работы постоянных комиссий Совета и структурных подразделений Администрации по всем направлениям жизнедеятельности городского округа. Но, к сожалению, в полной мере добиться этого пока не удается. По-прежнему недостаточно часто депутаты заслушивают отчеты управлений и отделов Администрации об исполнении принятых решений, нормативных документов, резолюций депутатских слушаний. С другой стороны, имеют место и такие факты, когда ряд структур Администрации не приглашает депутатов на обсуждение важных для городского округа вопросов.
Да и сами депутаты порой уклоняются от этой работы. Еще более нелицеприятный факт связан с игнорированием должностными лицами администрации публичных слушаний. Почему депутаты, работающие на общественных началах, руководящие крупными предприятиями, находят время, чтобы участвовать в важных для городского округа мероприятиях, а муниципальные служащие в нарушение своих обязанностей игнорируют такие мероприятия? Подобного отношения мы впредь терпеть не будем.
Уважаемые коллеги!
Нашу работу оценивают по тому, насколько проработанные, высокого качества нормативные акты мы принимаем. А качество, в свою очередь, зависит от нашего участия в подготовке проектов.
К сожалению, до сих пор отдельные депутаты позволяют себе не присутствовать на заседаниях Совета и постоянных комиссий, где идет основная работа по проектам документов. Хочу напомнить, что избрание в Совет не только высокая честь, но и большая ответственность. По моему мнению, комиссия по соблюдению Регламента Совета, статуса и этики депутата должна определить свою принципиальную позицию в отношении прогульщиков. А секретариату Совета необходимо регулярно доводить через сайт информацию о подобных фактах до наших избирателей.
Хотел бы особо остановиться на том, что и для нашего городского округа сегодня актуальна защита от противоправных действий, связанных с использованием служебного положения. Только за восемь месяцев 2010 года в Уфе было выявлено 510 фактов взяточничества, злоупотребления должностными полномочиями, служебного подлога, халатности, и это на 32% (!) выше аналогичного показателя за 2009 год. При этом наибольшее количество преступлений данной категории выявлено, наряду со здравоохранением и образованием, в органах власти и управления. В этой связи нам крайне необходимо в ближайшее время:
– разработать и реализовать комплекс мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение коррупционных преступлений;
– регулярно информировать уфимцев через средства массовой информации о принимаемых мерах по борьбе с коррупцией.
23 декабря на очередном заседании Совета были утверждены бюджет и основные показатели прогноза социально-экономического развития городского округа. Оба документа носят стратегический характер и являются основополагающими нормативными актами городского округа на текущий год. Мероприятия по их исполнению направлены на активизацию инвестиционной деятельности, поступательное развитие экономики столицы и ее социальной сферы.
Пользуясь случаем, хотел бы отметить значительный вклад депутата Фролова Петра Никитовича в организацию данной работы и плодотворную деятельность возглавляемой им постоянной комиссии и комиссии по проведению публичных слушаний по бюджету.
Управления и отделы Администрации города, особо хочу выделить Территориальное финансовое управление Министерства финансов Республики Башкортостан на территории города Уфа провели огромную подготовительную работу, в результате которой был сформирован бюджет, традиционно имеющий социальную направленность. На образование, здравоохранение, социальную защиту населения, как и в предыдущие годы, направлена основная часть бюджетных средств.
В 2011 году мы по-прежнему должны сверхэкономно расходовать бюджетные средства. Однако необходимо удержать темпы социально-экономического развития города, продолжить работу по строительству социального жилья, дорог, детских садов, благоустройству городских улиц. В сложившейся экономической ситуации мы должны тщательно выбирать приоритеты и направлять ресурсы на самые необходимые и жизненно важные мероприятия и дела.
Совету надлежит осуществлять постоянный жесткий контроль за расходованием бюджетных средств, за эффективным использованием муниципальной собственности. При этом особое внимание обращать на вопросы, связанные с исполнением доходной части и рациональным использованием расходной части бюджета. Никаких неоправданных проектов. Все должно быть направлено на выполнение главной задачи – обеспечение своевременной и в полном объёме выплаты заработной платы работникам бюджетных организаций, бесперебойной работы школ, больниц, дошкольных учреждений, транспортного и коммунального обслуживания населения, сохранения рабочих мест. Финансирование других статей расхода в городском округе должно производиться только после всестороннего и детального анализа текущего состояния бюджета.
Сегодня мы будем утверждать план работы Совета городского округа на первое полугодие текущего года. Проект документа прошел всестороннее обсуждение на заседаниях президиума и постоянных комиссий Совета. В нем нашли отражение и все предложения Администрации. Особое внимание в документе уделяется в первую очередь, решению социальных вопросов, и безусловно – поддержке реального сектора экономики, эффективности использования муниципального имущества, строгому контролю за расходованием городской казны.
Долг депутатского корпуса – стоять на защите интересов горожан, их законных прав, вовлекать городское население в управление жизнедеятельностью муниципального образования, всемерно содействовать повышению уровня и качества жизни наших горожан. Все это предписано федеральным законодательством о местном самоуправлении, на основе которого строится повседневная работа Совета городского округа, каждого депутата. Уверен, что задачи, стоящие перед уфимскими парламентариями на 2011 год, будут выполнены.
Благодарю за внимание!