Решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23 сентября 2020 года № 65/10
Об утверждении Положения о муниципальном контроле в сфере благоустройства на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан
В соответствии со статьями 16, 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Уставом городского округа город Уфа Республики Башкортостан Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан р е ш и л:
1. Утвердить Положение о муниципальном контроле в сфере благоустройства на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан согласно приложению к настоящему решению.
2. Поручить Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан:
1) в срок до 1 ноября 2020 года разработать и утвердить муниципальный правовой акт об Административном регламенте по осуществлению муниципального контроля в сфере благоустройства на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан;
2) в срок до 30 октября 2020 года разработать и внести в установленном порядке на рассмотрение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан проекты решений Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан о внесении соответствующих изменений в Положение об Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и в Положение об Управлении коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан;
3) в срок до 10 декабря 2020 года представить на рассмотрение Президиума Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан отчёт об исполнении настоящего решения;
4) ежеквартально, не позднее 10 числа месяца следующего за окончанием квартала, представлять на рассмотрение Президиума Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан отчёт о деятельности органа муниципального контроля в сфере благоустройства за прошедший квартал.
3. Настоящее решение вступает в силу с момента принятия Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан муниципального правового акта об Административном регламенте по осуществлению муниципального контроля в сфере благоустройства на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, но не позднее 1 ноября 2020 года.
4. Опубликовать настоящее решение в газете «Вечерняя Уфа».
5. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан по ЖКХ и экологии.
Председатель Совета
городского округа город Уфа
Республики Башкортостан В. Трофимов
Приложение
к решению Совета
городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
от 23 сентября 2020 года № 65/10
Положение о муниципальном контроле в сфере благоустройства на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Настоящее Положение о муниципальном контроле в сфере благоустройства на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан разработано в соответствии Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Уставом городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Статья 1. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – муниципальный контроль в сфере благоустройства).
2. Муниципальный контроль в сфере благоустройства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими федеральными законами, законами Республики Башкортостан, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Республики Башкортостан, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления (далее – муниципальными правовыми актами) городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Административным регламентом исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан».
3. Муниципальный контроль в сфере благоустройства – деятельность Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в лице Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – орган муниципального контроля в сфере благоустройства), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований законодательства и нормативных правовых актов в сфере благоустройства.
4. Объектом муниципального контроля в сфере благоустройства являются объекты и элементы благоустройства на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – элементы благоустройства).
5. Муниципальный контроль в сфере благоустройства осуществляется муниципальными инспекторами.
Полномочия муниципальных инспекторов устанавливаются федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Башкортостан, настоящим Положением, Административным регламентом исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан», утверждаемым постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, и их должностными инструкциями.
6. Финансирование деятельности органа муниципального контроля в сфере благоустройства и его материально-техническое обеспечение осуществляются за счёт средств бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
7. Взаимодействие органа муниципального контроля в сфере благоустройства с правоохранительными органами, муниципальными органами, учреждениями, предприятиями и организациями, а также гражданами и общественными объединениями осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан и муниципальными нормативными правовыми актами городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
8. Проверка соблюдения нормативных правовых требований в сфере благоустройства в рамках осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства – совокупность действий муниципальных инспекторов, связанных с проведением проверок соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на объектах благоустройства нормативных правовых требований в сфере благоустройства, включая Правила благоустройства территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, с закреплением результатов проверки в форме акта проверки (в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), устанавливаемой Министерством экономического развития Российской Федерации.
Статья 2. Задачи органа муниципального контроля в сфере благоустройства
Задачами органа муниципального контроля в сфере благоустройства являются:
1) обеспечение соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами на объектах благоустройства нормативных правовых требований в сфере благоустройства.
2) выявление и предупреждение правонарушений в сфере благоустройства, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях, устанавливающим ответственность за правонарушения в сфере благоустройства.
Статья 3. Порядок осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства
1. Муниципальный контроль в сфере благоустройства осуществляется в следующих формах:
1) организация и проведение плановых и внеплановых проверок (документарных и (или) выездных);
2) организация и проведение мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;
3) организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований.
Статья 4. Организация и проведение плановых и внеплановых проверок
1. Плановая проверка в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводится в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок, которые утверждаются распоряжением руководителя органа муниципального контроля в сфере благоустройства либо его уполномоченным заместителем и доводятся до сведения заинтересованных лиц посредством их размещения на официальном сайте Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в информационно-коммуникационной сети Интернет либо иным доступным способом; в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, орган муниципального контроля в сфере благоустройства направляет проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры.
2. Внеплановая проверка:
1) в отношении физических лиц проводится по следующим основаниям: проверка исполнения предписаний об устранении нарушений нормативных правовых требований в сфере благоустройства, вынесенных муниципальными инспекторами, и (или) в случае обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие правонарушений в сфере благоустройства, или получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения в сфере благоустройства;
2) в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводится по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах «а», «б», «г» пункта 2, пункте 2.1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон), органами муниципального контроля в сфере благоустройства после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Проверки проводятся на основании распоряжения руководителя органа муниципального контроля в сфере благоустройства или его уполномоченного заместителя.
3. Плановая проверка проводится не чаще чем один раз в 3 года.
В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей плановая проверка проводится не ранее чем через 3 года с момента:
1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.
4. По результатам каждой проведенной проверки муниципальными инспекторами составляется акт проверки по установленной форме в двух экземплярах.
К акту могут прилагаться фотоматериалы и иная информация.
5. В случае, если для проведения внеплановой выездной проверки требуется согласование её проведения с органом прокуратуры, копия акта проверки направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение пяти рабочих дней со дня составления акта.
6. В случае выявления нарушений нормативных правовых требований в сфере благоустройства лицу, в отношении которого проводилась проверка, муниципальный инспектор обязан одновременно с актом проверки выдать предписание об устранении нарушения с указанием срока его устранения.
В случае неисполнения в установленный срок предписания о нарушении нормативных правовых требований в сфере благоустройства в отношении лица или лиц, допустивших нарушение, составляется протокол об административном правонарушении и материалы направляются мировому судье.
Статья 5. Организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами
1. В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган муниципального контроля в сфере благоустройства осуществляет мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с ежегодно утверждаемой им программой профилактики нарушений.
2. Программа профилактики нарушений утверждается руководителем органа муниципального контроля в сфере благоустройства и подлежит размещению на официальном сайте Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в информационно-коммуникационной сети Интернет.
3. В целях профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган муниципального контроля в сфере благоустройства:
1) обеспечивает размещение на официальном сайте Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в информационно-коммуникационной сети Интернет перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
2) осуществляет информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами. В случае изменения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган муниципального контроля в сфере благоустройства подготавливает и распространяет комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, внесённых изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами;
3) обеспечивает регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства и размещение на официальном сайте Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в информационно-коммуникационной сети Интернет соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений;
4) выдаёт предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи, если иной порядок не установлен Федеральным законом.
4. При условии, что иное не установлено Федеральным законом, при наличии у органа муниципального контроля в сфере благоустройства сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтверждённые данные о том, что нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало угрозу указанных последствий, орган муниципального контроля в сфере благоустройства объявляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и предлагают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган муниципального контроля в сфере благоустройства.
5. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, не может содержать требования представления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем сведений и документов, за исключением сведений о принятых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
6. Порядок составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, порядок уведомления об исполнении такого предостережения определяются Правительством Российской Федерации.
Статья 6. Организация и проведение мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа муниципального контроля в сфере благоустройства с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
1. К мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа муниципального контроля в сфере благоустройства с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее – мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относятся:
1) плановые (рейдовые) осмотры (обследования) объектов благоустройства в соответствии со статьёй 13.2 Федерального закона;
2) наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в информационно-коммуникационной сети Интернет и средствах массовой информации;
3) наблюдение за соблюдением обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, которая предоставляется такими лицами (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем), в орган муниципального контроля в сфере благоустройства в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или может быть получена (в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия) органом муниципального контроля в сфере благоустройства без возложения на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанностей, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
4) другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами.
2. Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся должностными лицами органа муниципального контроля в сфере благоустройства в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа муниципального контроля в сфере благоустройства.
3. Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями могут осуществляться с привлечением органом муниципального контроля в сфере благоустройства государственных или муниципальных учреждений, иных организаций.
4. Порядок оформления и содержание заданий, указанных в части 2 настоящей статьи, и порядок оформления должностными лицами органа муниципального контроля в сфере благоустройства результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в том числе результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
5. В случае выявления при проведении мероприятий по контролю, указанных в части 1 настоящей статьи, нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа муниципального контроля в сфере благоустройства принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа муниципального контроля в сфере благоустройства мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в части 1 настоящей статьи.
6. В случае получения в ходе проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями указанных в частях 4-6 настоящей статьи сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган муниципального контроля в сфере благоустройства направляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Статья 7. Обязанности и полномочия должностных лиц, осуществляющих муниципальный контроль в сфере благоустройства
1. Обязанности должностных лиц, осуществляющих муниципальный контроль в сфере благоустройства, при проведении проверки:
1) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
2) проводить проверку на основании распоряжения руководителя, заместителя руководителя органа муниципального контроля в сфере благоустройства о её проведении и в соответствии с её назначением;
3) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа муниципального контроля в сфере благоустройства и в случае, предусмотренном абзацем четвёртым части 2 статьи 4 настоящего Положения, копии документа о согласовании проведения проверки;
4) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
5) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
6) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки;
7) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;
8) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
9) соблюдать сроки проведения проверки, установленные федеральным законом;
10) не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
11) перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями административного регламента, в соответствии с которым проводится проверка.
2. Порядок деятельности органа муниципального контроля в сфере благоустройства, а также определение перечня должностных лиц органа муниципального контроля в сфере благоустройства и их полномочий осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Башкортостан и Уставом городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Должностные лица, осуществляющие муниципальный контроль в сфере благоустройства, при проведении проверки обладают следующими полномочиями:
- запрашивать в соответствии со своей компетенцией и безвозмездно получать от органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей необходимые для осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства сведения и материалы, относящиеся к предмету проверки;
- посещать при предъявлении служебного удостоверения организации и объекты, расположенные на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, за исключением организаций и объектов, на которые законодательством установлен особый порядок доступа.
Статья 8. Права юридического лица, индивидуального предпринимателя п