Решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 27 августа 2025 года № 54/16
Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан
В соответствии со статьёй 72 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», Федеральным законом от 20 марта 2025 года № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», Уставом городского округа город Уфа Республики Башкортостан Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан р е ш и л:
1. Утвердить Положение о муниципальном земельном контроле на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан согласно приложению к настоящему решению.
2. Признать утратившими силу:
1) решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13 октября 2021 года № 2/3 «Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан»;
2) решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22 декабря 2021 года № 6/5 «Об утверждении перечня индикативных показателей, ключевых показателей и их целевых значений муниципального земельного контроля на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан»;
3) решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 31 августа 2022 года № 17/10 «О внесении изменений в Положение о муниципальном земельном контроле на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан»;
4) решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 21 декабря 2022 года № 21/12 «О внесении изменений в Положение о муниципальном земельном контроле на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан»;
5) решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 24 апреля 2024 года № 38/18 «О внесении изменений в Положение о муниципальном земельном контроле на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан».
3. Опубликовать настоящее решение в сетевом издании – городской электронной газете ufaved.info (www.ufaved.info).
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан по архитектуре, строительству, земельным и имущественным отношениям.
Председатель Совета
городского округа город Уфа
Республики Башкортостан М. Васимов
Приложение
к решению Совета
городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
от «27» августа 2025 года № 54/16
Положение о муниципальном земельном контроле
на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Сфера применения настоящего Положения
1. Положение о муниципальном земельном контроле на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – Положение) устанавливает порядок организации и осуществления муниципального земельного контроля на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – муниципальный земельный контроль).
2. Предметом муниципального земельного контроля является:
1) соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (далее – контролируемые лица) обязательных требований к использованию и охране земель в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность;
2) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
3. Объектами муниципального земельного контроля (далее – объект контроля) являются:
1) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к контролируемым лицам, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
2) результаты деятельности контролируемых лиц, к которым предъявляются обязательные требования;
3) объекты земельных отношений (земли, земельные участки или части земельных участков), расположенные на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Статья 2. Полномочия контрольного органа
1. Муниципальный земельный контроль в отношении объектов земельных отношений на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан осуществляется Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – Администрация).
Непосредственное осуществление муниципального земельного контроля возлагается на Управление земельных и имущественных отношений Администрации (далее – Управление).
2. Лицами, уполномоченными осуществлять муниципальный земельный контроль, являются ведущие и главные специалисты, заместитель начальника отдела, начальник отдела муниципального земельного контроля Управления (далее также – лица, уполномоченные осуществлять муниципальный земельный контроль).
Лицами, уполномоченными принимать решения о проведении контрольных мероприятий, являются: начальник Управления и заместитель начальника Управления, которые в соответствии с должностной инструкцией осуществляют полномочия по координации деятельности отдела муниципального земельного контроля.
К должностным обязанностям лиц, уполномоченных на осуществление муниципального земельного контроля, в соответствии с их должностной инструкцией входит осуществление полномочий по муниципальному земельному контролю, в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных мероприятий.
Лица, уполномоченные осуществлять муниципальный земельный контроль, имеют права, обязанности и несут ответственность в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ) и иными федеральными законами.
3. К отношениям, связанным с осуществлением муниципального земельного контроля, организацией и проведением профилактических мероприятий, контрольных мероприятий применяются положения Федерального закона № 248-ФЗ, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 20 марта 2025 года № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти».
4. Управлением в рамках муниципального земельного контроля обеспечивается учёт объектов контроля в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Положением.
При сборе, обработке, анализе и учёте сведений об объектах контроля для целей их учёта орган муниципального земельного контроля использует информацию, представляемую в соответствии с нормативными правовыми актами, информацию, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию.
Перечень объектов контроля формируется путём внесения объектов контроля в Единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее – Единый реестр видов контроля) с присвоенной категорией риска, с последующим размещением на официальном сайте Администрации, Управления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – официальный сайт Администрации), в специальном разделе, посвящённом контрольной деятельности. Доступ к специальному разделу должен осуществляться с главной (основной) страницы официального сайта Администрации, Управления.
При осуществлении учёта объектов контроля на контролируемых лиц не может возлагаться обязанность по представлению сведений, документов, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также, если соответствующие сведения, документы содержатся в государственных или муниципальных информационных ресурсах.
Полномочия, указанные в настоящем пункте, осуществляются Управлением в отношении категории земель – «земли населённых пунктов» на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Глава 2. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального земельного контроля
Статья 3. Основы системы оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
1. Муниципальный земельный контроль осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных мероприятий, их содержание (в том числе объём проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
2. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного мероприятия Управление разрабатывает индикаторы риска нарушения обязательных требований.
Индикаторы риска нарушения обязательных требований указаны в приложении 1 к настоящему Положению.
Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований размещается на официальном сайте Администрации, Управления в специальном разделе, посвящённом контрольной деятельности.
3. Для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального земельного контроля объекты контроля подлежат отнесению к категориям риска в соответствии с Федеральным законом № 248-ФЗ.
4. При осуществлении муниципального земельного контроля предусматриваются следующие категории риска:
1) средний риск;
2) умеренный риск;
3) низкий риск.
В случае, если земельный участок не отнесён к определённой категории риска, он считается отнесённым к категории низкого риска.
5. Отнесение Управлением объектов контроля к определённой категории риска осуществляется в соответствии с критериями отнесения объектов контроля к определённой категории риска согласно приложению 2 к настоящему Положению.
При отнесении Управлением земель и земельных участков к категориям риска используются в том числе:
1) сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости;
2) сведения, полученные при проведении лицами, уполномоченными осуществлять муниципальный земельный контроль, контрольных и профилактических мероприятий;
3) сведения, содержащиеся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства;
4) сведения, содержащиеся в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
5) иные сведения, содержащиеся в Управлении.
6. Правообладатель земельного участка вправе подать в Управление заявление об изменении присвоенной ранее объекту контроля категории риска.
Управление в течение 5 рабочих дней со дня поступления сведений о соответствии объекта контроля критериям риска иной категории риска либо об изменении критериев риска принимает решение об изменении категории риска указанного объекта контроля.
7. Управление ведёт перечень объектов контроля, которым присвоены категории риска (далее – перечень объектов контроля).
Решение об отнесении объектов контроля к категориям риска принимаются путём подписания соответствующих сведений через личный кабинет заместителя начальника Управления, начальника Управления в Едином реестре видов контроля.
Перечень объектов контроля с указанием категорий риска также размещаются на официальном сайте Администрации, Управления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – официальный сайт Администрации) в специальном разделе, посвящённом контрольной деятельности. Доступ к специальному разделу должен осуществляться с главной (основной) страницы официального сайта Администрации.
8. Перечни объектов контроля содержат следующую информацию:
1) кадастровый номер земельного участка или при его отсутствии адрес местоположения земельного участка;
2) присвоенная категория риска;
3) реквизиты решения о присвоении земельному участку категории риска.
Глава 3. Профилактические мероприятия
Статья 4. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального земельного контроля
1. Управление осуществляет муниципальный земельный контроль, в том числе посредством проведения профилактических мероприятий.
2. Управление ежегодно в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года № 990 «Об утверждении Правил разработки, утверждения и актуализации контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям» утверждает программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее – программа профилактики).
Утверждённая программа профилактики размещается на официальном сайте Администрации в специальном разделе, посвящённом контрольной деятельности.
3. В случае, если при проведении профилактических мероприятий установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинён, лицо, уполномоченное осуществлять муниципальный земельный контроль, незамедлительно направляет информацию об этом главе Администрации, начальнику Управления, заместителю начальнику Управления, для принятия решения о проведении контрольных мероприятий, либо в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 248-ФЗ, принимает меры, указанные в статье 90 Федерального закона № 248-ФЗ.
4. При осуществлении Управлением муниципального земельного контроля могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:
1) информирование;
2) объявление предостережений;
3) консультирование;
4) профилактический визит.
Статья 5. Информирование
1. Информирование осуществляется посредством размещения сведений, предусмотренных частью 3 статьи 46 Федерального закона № 248-ФЗ на официальном сайте Администрации в специальном разделе, посвящённом контрольной деятельности, в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
2. Размещённые сведения на указанных официальных сайтах Администрации поддерживаются в актуальном состоянии и обновляются в срок не позднее 5 рабочих дней с момента их изменения.
Статья 6. Объявление предостережения
1. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований с предложением принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, объявляется контролируемому лицу в случае наличия у Управления сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтверждения данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
2. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном статьёй 49 Федерального закона № 248-ФЗ.
3. Управление осуществляет учёт объявленных им предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных мероприятий.
4. В случае объявления Управлением предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований контролируемое лицо вправе подать возражение в отношении указанного предостережения в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного предостережения.
Возражение направляется контролируемым лицом в Управление на бумажном носителе почтовым отправлением, в виде электронного документа на указанный в предостережении адрес электронной почты Управления, нарочно с отметкой о получении либо с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее – Единый портал).
Возражение в отношении предостережения должно содержать:
1) фамилию, имя и отчество (при наличии), сведения о месте жительства контролируемого лица – физического лица, либо наименование, сведения о месте нахождения контролируемого лица – юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ;
2) сведения о предостережении и должностном лице, направившем такое предостережение;
3) доводы, на основании которых контролируемое лицо не согласно с предостережением (с приложением подтверждающих указанные доводы сведений и (или) документов).
Возражение подлежит рассмотрению Управлением в срок не более 10 рабочих дней со дня его регистрации.
В результате рассмотрения возражения контролируемому лицу в письменной форме или в форме электронного документа направляется ответ с информацией о согласии или несогласии с возражением. В случае несогласия с возражением в ответе указываются соответствующие обоснования.
Статья 7. Консультирование
1. Консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществляется лицом, уполномоченным осуществлять муниципальный земельный контроль, по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приёме либо в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных мероприятий.
2. Личный приём граждан проводится главой, заместителем главы Администрации, начальником Управления, заместителем начальника Управления. Информация о месте приёма, а также об установленных для приёма днях и часах размещается на официальном сайте Администрации, Управления в специальном разделе, посвящённом контрольной деятельности.
3. Консультирование осуществляется в устной или письменной форме по следующим вопросам:
1) организация и осуществление муниципального земельного контроля;
2) порядок осуществления контрольных мероприятий, установленных настоящим Положением;
3) порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц, лиц уполномоченных осуществлять муниципальный земельный контроль;
4) получение информации о нормативных правовых актах (их отдельных положениях), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Управлением в рамках контрольных мероприятий.
4. Консультирование контролируемых лиц в устной форме может осуществляться также на собраниях и конференциях граждан. Консультирование в письменной форме осуществляется лицом, уполномоченным осуществлять муниципальный земельный контроль, в следующих случаях:
1) контролируемым лицом представлен письменный запрос о представлении письменного ответа по вопросам консультирования;
2) за время консультирования предоставить в устной форме ответ на поставленные вопросы невозможно;
3) ответ на поставленные вопросы требует дополнительного запроса сведений.
5. При осуществлении консультирования лицо, уполномоченное осуществлять муниципальный земельный контроль, обязано соблюдать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного мероприятия, решений и (или) действий лиц, уполномоченных осуществлять муниципальный земельный контроль, иных участников контрольного мероприятия, а также результаты проведённой в рамках контрольного мероприятия экспертизы.
7. Информация, ставшая известной лицу, уполномоченному осуществлять муниципальный земельный контроль, в ходе консультирования, не может использоваться Управлением в целях оценки контролируемого лица по вопросам соблюдения обязательных требований.
8. Лицами, уполномоченными осуществлять муниципальный земельный контроль, ведётся журнал учёта консультирований.
9. В случае поступления в Администрацию, Управление пяти и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на официальных сайтах Администрации, Управления в специальном разделе, посвящённом контрольной деятельности, письменного разъяснения, подписанного начальником Управления, заместителем начальника Управления.
Статья 8. Профилактический визит
1. Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путём использования видео-конференц-связи или мобильного приложения «Инспектор».
2. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности, либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в отношении объектов контроля, исходя из их отнесения к соответствующей категории риска.
3. Профилактический визит может проводиться по инициативе Управления (обязательный профилактический визит) или по инициативе контролируемого лица.
4. Обязательный профилактический визит проводится в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 4 части 1 статьи 52.1 Федерального закона № 248-ФЗ.
Периодичность проведения обязательного профилактического визита в отношении объектов контроля среднего и умеренного риска устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации.
Обязательный профилактический визит не предусматривает отказ контролируемого лица от его проведения.
Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать 10 рабочих дней и может быть продлён на срок, необходимый для проведения экспертизы, испытаний.
По окончании проведения обязательного профилактического визита составляется акт о проведении обязательного профилактического визита в порядке, предусмотренном статьёй 90 Федерального закона № 248-ФЗ для контрольных мероприятий.
5. Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований выдаётся контролируемому лицу в порядке, установленном статьёй 90 Федерального закона № 248-ФЗ в случае, если такие нарушения не устранены до окончания проведения обязательного профилактического визита.
6. Контролируемое лицо, предусмотренное частью 1 статьи 52.2 Федерального закона № 248-ФЗ, вправе обратиться в Управление с заявлением о проведении в отношении него профилактического визита (далее – заявление).
Заявление подаётся посредством Единого портала.
Управление рассматривает заявление в течение 10 рабочих дней и принимает решение о проведении профилактического визита либо об отказе в его проведении с момента обращения и по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 52.2 Федерального закона № 248-ФЗ, о чём уведомляет контролируемое лицо.
В случае принятия решения о проведении профилактического визита по заявлению контролируемого лица Управление в течение 20 рабочих дней согласовывает дату проведения профилактического визита с контролируемым лицом любым способом, обеспечивающим фиксирование такого согласования.
Решение об отказе в проведении профилактического визита может быть обжаловано контролируемым лицом в порядке, установленном Федеральным законом № 248-ФЗ.
Контролируемое лицо вправе отозвать заявление либо направить отказ от проведения профилактического визита, уведомив об этом Управление не позднее, чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
7. Предписания об устранении выявленных в ходе профилактического визита нарушений обязательных требований контролируемым лицам не могут выдаваться.
8. В случае, если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинён, лицо, уполномоченное на осуществление муниципального земельного контроля, незамедлительно направляет информацию об этом главе Администрации, начальнику Управления, заместителю начальника Управления для принятия решения о проведении контрольных мероприятий.
Глава 4. Контрольные мероприятия, контрольные действия
Статья 9. Виды контрольных мероприятий
1. Муниципальный земельный контроль осуществляется путём проведения контрольных мероприятий с взаимодействием с контролируемым лицом и контрольных мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом.
2. Муниципальный земельный контроль осуществляется без проведения плановых контрольных мероприятий.
3. При осуществлении муниципального земельного контроля проводятся следующие внеплановые контрольные мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом:
1) инспекционный визит;
2) рейдовый осмотр;
3) документарная проверка;
4) выездная проверка.
4. Контрольные мероприятия с взаимодействием Управлением проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 – 5, 7, 9 части 1 статьи 57 Федеральным законом № 248-ФЗ.
5. Контрольные мероприятия с взаимодействием проводятся только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев, установленных Федеральным законом № 248-ФЗ.
6. Для проведения контрольного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарной проверки принимается решение, подписанное начальником Управления, заместителем начальника Управления, в котором указываются сведения, установленные частью 1 статьи 64 Федерального закона № 248-ФЗ.
7. Контрольное мероприятие, предусматривающее взаимодействие с контролируемым лицом, может быть начато после внесения в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий сведений, установленных правилами его формирования и ведения, за исключением случаев неработоспособности единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, зафиксированных оператором реестра.
8. Управление в
соответствии со статьёй 32 Федерального закона
№ 248-ФЗ может привлекать на добровольной основе свидетеля, которому могут быть
известны какие-либо сведения о фактических обстоятельствах, имеющих значение
для принятия решения при проведении контрольного мероприятия.
9. Управление в
соответствии со статьёй 34 Федерального закона
№ 248-ФЗ может привлекать для совершения отдельных контрольных действий
специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для
оказания содействия контрольным органам, в том числе при применении технических
средств.
10. Инспекционный визит, выездная проверка, рейдовый осмотр могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения «Инспектор». Решение об использовании мобильного приложения «Инспектор» принимается лицом, уполномоченным на осуществление муниципального земельного контроля.
11. Без взаимодействия с контролируемым лицом осуществляются следующие контрольные мероприятия:
1) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
2) выездное обследование.
12. Контрольные мероприятий без взаимодействия проводятся лицами, уполномоченными осуществлять муниципальный земельный контроль на основании заданий начальника Управления, заместителя начальника Управления включая задания, содержащиеся в планах работы Управления, в том числе в случаях, установленных Федеральным законом № 248-ФЗ.
13. Контрольные
мероприятия могут проводиться путём совершения лицом, уполномоченным на
осуществление муниципального земельного контроля и лицами, привлекаемыми к
проведению контрольного мероприятия, контрольных действий в порядке, определённом
Федеральным законом
№ 248-ФЗ.
Статья 10. Инспекционный визит
1. Инспекционный визит организуется и проводится в порядке, предусмотренном статьёй 70 Федерального закона № 248-ФЗ по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
2. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) инструментальное обследование;
5) истребование документов.
3. Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника производственного объекта.
4. Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать 1 рабочий день.
Статья 11. Рейдовый осмотр
1. Рейдовый осмотр организуется и проводится в порядке, предусмотренном статьёй 71 Федерального закона № 248-ФЗ в отношении любого числа контролируемых лиц, осуществляющих владение, пользование или управление производственным объектом.
2. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) инструментальное обследование;
5) истребование документов.
3. Срок проведения рейдового осмотра не может превышать 10 рабочих дней. Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать 1 рабочий день.
Статья 12. Документарная проверка
1. Документарная проверка организуется и проводится в порядке, предусмотренном статьёй 72 Федерального закона № 248-ФЗ.
2. В ходе документарной проверки рассматриваются документы контролируемых лиц, имеющиеся в распоряжении Управления, результаты предыдущих контрольных мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах, осуществленных в отношении этих контролируемых лиц лицами, уполномоченными на осуществление муниципального земельного контроля.
3. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов;
3) экспертиза.
4. Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления Управлением контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы, до момента представления указанных в требовании документов в Управление, а также период с момента направления контролируемому лицу информации Управления о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Управления документах и (или) полученных при осуществлении муниципального контроля, и требования представить необходимые письменные объяснения до момента представления их в Управление.
Статья 13. Выездная проверка
1. Выездная проверка организуется и проводится в порядке, предусмотренном статьёй 73 Федерального закона № 248-ФЗ по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
2. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов;
5) инструментальное обследование;
6) экспертиза;
3. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия и которая, для микропредприятия не может продолжаться более 40 часов.
Статья 14. Невозможность присутствия при проведении контрольного мероприятия
1. В случае, если проведение контрольного мероприятия оказалось невозможным в связи с отсутствием контролируемого лица по месту нахождения (осуществления деятельности), либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности контролируемым лицом, либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлёкшими невозможность проведения или завершения контрольного мероприятия, должностное лицо, уполномоченное осуществлять муниципальный земельный контроль, составляет акт о невозможности проведения контрольного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, с указанием причин и информирует контролируемое лицо о невозможности проведения контрольного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в порядке, предусмотренном частями 4 и 5 статьи 21 Федерального закона № 248-ФЗ. В этом случае должностное лицо, уполномоченное осуществлять муниципальный земельный контроль, вправе совершить контрольные действия в рамках указанного контрольного мероприятия в любое время до завершения проведения контрольного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом.
2. При проведении контрольных мероприятий и совершении контрольных действий, которые должны проводиться в присутствии контролируемого лица либо его представителя, присутствие контролируемого лица либо его представителя обязательно, за исключением проведения контрольных мероприятий, совершения контрольных действий, не требующих взаимодействия с контролируемым лицом.
3. В случаях отсутствия контролируемого лица либо его представителя, предоставления контролируемым лицом информации в Управление о невозможности присутствия при проведении контрольного мероприятия в соответствии с требованиями, определёнными частью 7 статьи 14, контрольные действия совершаются, если оценка соблюдения обязательных требований при проведении контрольного мероприятия может быть проведена без присутствия контролируемого лица, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольного мероприятия.
4. Для фиксации лицами, уполномоченными осуществлять муниципальный земельный контроль, и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных действий, доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъёмка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств, за исключением случаев фиксации:
1) сведений, отнесённых законодательством Российской Федерации к государственной тайне;
2) объектов, территорий, которые законодательством Российской Федерации отнесены к режимным и особо важным объектам.
5. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований, время фиксации объекта. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для доказательств нарушений обязательных требований, прикладываются к акту контрольного мероприятия.
6. Решение о необходимости использования фотосъёмки, аудио- и видеозаписи, навигатора, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных мероприятий принимается лицом, уполномоченным осуществлять муниципальный земельный контроль, самостоятельно.
7. Случаями, при наступлении которых контролируемое лицо вправе в соответствии с частью 8 статьи 31 Федерального закона № 248-ФЗ представить в Управление информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного мероприятия являются:
1) нахождение на стационарном лечении в медицинском учреждении;
2) нахождение за пределами Российской Федерации;
3) административный арест;
4) избрание в отношении подозреваемого в совершении преступления физического лица меры пресечения в виде: подписки о невыезде и надлежащем поведении, запрете определённых действий, заключения под стражу, домашнего ареста;
5) наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих присутствию лица при проведении контрольного мероприятия (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства).
8. Информация лица должна содержать:
1) описание обстоятельств непреодолимой силы и их продолжительность;
2) сведения о причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами непреодолимой силы и невозможностью либо задержкой присутствия при проведении контрольного мероприятия;
3) указание на срок, необходимый для устранения обстоятельств, препятствующих присутствию при проведении контрольного мероприятия.
9. При предоставлении указанной информации проведение контрольного мероприятия переносится Управлением на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения контролируемым лицом.
Статья 15. Наблюдение за соблюдением обязательных требований
1. Наблюдение за
соблюдением обязательных требований организуется и проводится в порядке,
предусмотренном статьёй 74 Федерального закона
№ 248-ФЗ путём сбора, анализа данных об объектах контроля, имеющихся у Управления,
в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного
взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения
обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и
муниципальных информационных системах, данных из сети «Интернет», иных
общедоступных данных, а также данных полученных с использованием работающих в
автоматическом режиме технических средств фиксации правонарушений, имеющих
функции фото- и киносъемки, видеозаписи.
2. Если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, Управлением могут быть приняты решения, предусмотренные частью 3 статьи 74 Федерального закона № 248-ФЗ.
3. Срок наблюдения за соблюдением обязательных требований устанавливается в задании начальника Управления, заместителя начальника Управления на его осуществление.
Статья 16. Выездное обследование
1. Выездное обследование организуется и проводится в порядке, установленном статьёй 75 Федерального закона № 248-ФЗ по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (её филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта контроля, при этом не допускается взаимодействие с контролируемым лицом.
2. В ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах могут совершаться следующие контрольные действия:
1) осмотр;
2) инструментальное обследование (с применением видеозаписи);
3) экспертиза.
3. Срок выездного обследования устанавливается в задании начальника Управления, заместителя начальника Управления на его осуществление.
Статья 17. Результаты контрольного мероприятия
1. Результатами контрольного мероприятия являются оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, создание условий для предупреждения нарушений обязательных требований и (или) прекращения их нарушений, восстановление нарушенного положения, направление уполномоченным органам или лицом, уполномоченным на осуществление муниципального земельного контроля информации, для рассмотрения вопроса о привлечении к ответственности и (или) применение Управлением мер, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 90 Федерального закона № 248-ФЗ.
2. По окончании проведения контрольного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в случаях, установленных Федеральным законом № 248-ФЗ, частью 4 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации, составляется акт контрольного мероприятия (далее – акт). В случае, если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте указывается, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено, а в случаях, установленных частью 4 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации – информация о правонарушении. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в акте указывается факт его устранения.
3. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, приобщаются к акту.
4. По результатам проведения контрольного мероприятия без взаимодействия акт составляется в случае выявления нарушений обязательных требований, а также в случаях:
1) объявления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
2) по итогам проведения контрольного мероприятия без взаимодействия, проводимого в целях оценки исполнения ранее выданного предписания, если такая оценка предусмотрена законодательством.
Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, приобщаются к акту.
5. Акт составляется в сроки, определённые частью 3 статьи 87 Федерального закона № 248-ФЗ.
6. Копия акта, составленного по результатам контрольного мероприятия со взаимодействием, в случаях, установленных частью 4 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации, направляется в орган государственного земельного контроля в срок, не позднее 5 рабочих дней с момента его оформления.
7. В случае выявления при проведении контрольного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, нарушений обязательных требований контрольный орган после оформления акта контрольного мероприятия выдаёт контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
8. По итогам контрольного мероприятия без взаимодействия, в случае несоблюдения контролируемым лицом обязательных требований в порядке определённом статьёй 90.1 Федерального закона № 248-ФЗ, выдаётся предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
9. В случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте контрольного мероприятия, контролируемое лицо вправе направить жалобу в порядке, предусмотренном статьями 39 – 43 Федерального закона № 248-ФЗ.
10. По результатам проведения контрольных мероприятий публичная оценка уровня соблюдения обязательных требований не присваивается.
Глава 5. Досудебное обжалование
Статья 18. Обжалование решений должностных лиц Управления, действий (бездействия) лиц, уполномоченных осуществлять муниципальный земельный контроль
1. Решения Управления, действия (бездействие) лиц, уполномоченных осуществлять муниципальный земельный контроль, могут быть обжалованы в порядке, установленном главой 9 Федерального закона № 248-ФЗ.
2. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления муниципального земельного контроля, имеют право на досудебное обжалование:
1) решений о проведении контрольных мероприятий и обязательных профилактических визитов;
2) актов контрольных мероприятий и обязательных профилактических визитов, предписаний об устранении выявленных нарушений;
3) действий (бездействия) должностных лиц, уполномоченных осуществлять муниципальный земельный контроль, в рамках контрольных мероприятий и обязательных профилактических визитов;
4) решений об отнесении объектов контроля к соответствующей категории риска;
5) решений об отказе в проведении обязательных профилактических визитов по заявлениям контролируемых лиц;
6) иных решений, принимаемых Управлением по итогам профилактических и (или) контрольных мероприятий, предусмотренных Федеральным законом № 248-ФЗ, в отношении контролируемых лиц или объектов контроля.
3. Жалоба подаётся контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган в электронном виде с Единого портала.
Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подаётся без использования Единого портала с учётом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне. Соответствующая жалоба подаётся контролируемым лицом на личном приёме заместителя начальника Управления, начальника Управления, главы Администрации, заместителя главы Администрации с предварительным их информированием о наличии в жалобе (документах) сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.
4. Жалоба, на действия (бездействие) лиц, уполномоченных на осуществление муниципального земельного контроля, Управления рассматривается, заместителем начальника Управления, начальником Управления.
Жалоба на решение заместителя начальника Управления, его действие (бездействие) рассматривается начальником Управления.
Жалоба на решение начальника Управления, его действия или бездействия рассматривается уполномоченным заместителем Администрации либо главой Администрации.
5. Жалоба на решение Управления, действия (бездействие) лиц уполномоченных на осуществление муниципального земельного контроля, должностных лиц Управления может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
6. Жалоба на предписание Управления может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен уполномоченным должностным лицом Управления, уполномоченным заместителем главы Администрации, главой Администрации на рассмотрение жалобы.
7. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать её. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
8. Должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалобы, в срок не позднее двух рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:
1) о приостановлении исполнения обжалуемого решения Управления;
2) об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения Управления.
9. Жалоба на решение Управления, действия (бездействие) его должностных лиц подлежит рассмотрению должностным лицом, уполномоченным на рассмотрение жалобы, в течение 15 рабочих дней со дня её регистрации в подсистеме досудебного обжалования государственной информационной системы «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности».
Жалоба контролируемого лица на решение об отнесении объектов контроля к соответствующей категории риска рассматривается в срок не более 5 рабочих дней с момента её регистрации.
10. По итогам рассмотрения жалобы принимается одно из следующих решений:
1) оставляет жалобу без удовлетворения;
2) отменяет решение полностью или частично;
3) отменяет решение полностью и принимает новое решение;
4) признает действия (бездействие) лиц, уполномоченных осуществлять муниципальный земельный контроль, незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
11. Решение по итогам на рассмотрение жалобы, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете контролируемого лица на едином портале государственных и муниципальных услуг в срок не позднее 1 рабочего дня со дня его принятия.
Глава 6. Оценка результативности и эффективности
Статья 19. Ключевые показатели муниципального земельного контроля и их целевые значения
1. Оценка результативности и эффективности осуществления муниципального земельного контроля осуществляется на основании статьи 30 Федерального закона № 248-ФЗ.
2. Ключевой показатель вида контроля и его целевые значения, индикативные показатели для муниципального земельного контроля указаны в приложении 3 и приложении 4 к настоящему Положению.
Глава 7. Межведомственное взаимодействие при осуществлении муниципального земельного контроля
Статья 20. Виды органов, участвующих в межведомственном взаимодействии, порядок осуществления
1. Отдел муниципального земельного контроля Управления при организации и осуществлении муниципального контроля взаимодействует со структурными подразделениями Администрации, контрольными, надзорными, правоохранительными и республиканскими органами, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления по следующим вопросам:
1) совместное планирование и проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных мероприятий);
2) создание и организация работы межведомственных комиссий (рабочих групп), в том числе по определению и достижению ключевых значений межведомственных целевых показателей результативности вида контроля;
3) информирования о результатах проводимых профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий;
4) взаимодействие с иными республиканскими исполнительными органами власти, осуществляющими отдельные полномочия контрольного (надзорного) органа или участвующими в их осуществлении;
5) иные вопросы межведомственного взаимодействия.
2. Во исполнение пункта 18 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях пополнения городского бюджета, осуществляется обмен сведениями о выявленных нарушениях и выданных предписаниях, в части нецелевого использования земельных участков с последующим применении 1,5 % от кадастровой стоимости земельных участков, используемых не по целевому назначению при исчислении имущественного налога.
3. По вопросам организации муниципального контроля, а также по вопросам совместного проведения профилактических мероприятий и контрольных мероприятий контрольные органы вправе заключать соглашения о межведомственном взаимодействии.
Приложение 1
к Положению о муниципальном земельном контроле на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Индикаторы риска нарушения обязательных требований, используемые для определения необходимости проведения внеплановых
проверок при осуществлении Управлением муниципального земельного контроля
1. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о правах на используемый гражданином, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем земельный участок;
2. Несоответствие использования гражданином, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем земельного участка по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) видам разрешенного использования земельного участка;
3. Отсутствие объектов капитального строительства, ведения строительных работ, связанных с возведением объектов капитального строительства на земельном участке, предназначенном для жилищного или иного строительства;
4. Наличие на земельном участке специализированной техники, используемой для снятия и (или) перемещения плодородного слоя почвы;
5. Отклонение местоположения характерной точки границы земельного участка, определенное в результате проведения контрольного мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом, относительно местоположения границы земельного участка, содержащегося в Едином государственном реестре недвижимости.
Приложение 2
к Положению о муниципальном земельном контроле на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Критерии
отнесения используемых гражданами, юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями земель и земельных участков
к определённой категории риска при осуществлении Управлением муниципального земельного контроля
1. К категории среднего риска относятся:
1) земельные участки, граничащие с земельными участками, предназначенными для захоронения и размещения отходов производства и потребления, размещения кладбищ;
2) земельные участки, расположенные полностью или частично в границах либо примыкающие к границе береговой полосы водных объектов общего пользования;
2. К категории умеренного риска относятся земельные участки: объекты контроля при наличии в течение последних двух лет на дату принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска предписания, не исполненного в срок, установленный предписанием, выданным по факту несоблюдения требований к использованию и охране земель в ходе осуществления муниципального контроля;
3. К категории низкого риска относятся объекты контроля, не соответствующие критериям отнесения объектов, для среднего и умеренного риска.
Приложение 3
к Положению о муниципальном земельном контроле на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Ключевой показатель
муниципального земельного контроля
|
Номер (индекс) показателя |
Наименование показателя |
Формула расчёта, комментарии (интерпретация значений) |
Значение показателя (текущее) |
Международные сопоставления показателя |
Целевые значения показателей |
Источник данных для определения значения показателя |
||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
||
|
|
|
|||||||
|
А.1 |
Доля устранённых нарушений обязательных требований в сфере муниципального земельного контроля |
Ун = Ну / Нв x 100%, где: Ун - доля устранённых нарушений обязательных требований, %; Ну - количество устранённых нарушений обязательных требований, даты устранения которых установлены, на отчётный период, ед.; Нв - количество выявленных нарушений обязательных требований, даты устранения которых установлены, на отчётный период, ед. |
|
|
|
Данные результатов контрольных (надзорных) мероприятий, проведённых в рамках муниципального земельного контроля в отчётном периоде |
||
|
Целевые показатели по годам |
||||||||
|
2025 |
2026 |
2027 |
||||||
|
89% |
91% |
93% |
||||||
Приложение 4
к Положению о муниципальном земельном контроле на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Перечень индикативных показателей
муниципального земельного контроля
1. Количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведённых за отчётный период;
2. Количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведённых на основании выявления соответствия объекта контроля параметрам, утверждённым индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров, за отчётный период;
3. Общее количество контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием, проведённых за отчётный период;
4. Количество контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием по каждому виду КНМ, проведённых за отчётный период;
5. Количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведённых с использованием средств дистанционного взаимодействия, за отчётный период;
6. Количество профилактических визитов, проведённых за отчётный период;
7. Количество предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, объявленных за отчётный период;
8. Количество контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам которых выявлены нарушения обязательных требований, за отчётный период;
9. Количество контрольных (надзорных) мероприятий, по итогам которых возбуждены дела об административных правонарушениях, за отчётный период;
10. Сумма административных штрафов, наложенных по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, за отчётный период;
11. Количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за отчётный период;
12. Количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий, по которым органами прокуратуры отказано в согласовании, за отчётный период;
13. Общее количество учтённых объектов контроля на конец отчётного периода;
14. Количество учтённых контролируемых лиц на конец отчётного периода;
15. Количество учтённых контролируемых лиц, в отношении которых проведены контрольные (надзорные) мероприятия, за отчётный период;
16. Общее количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке за отчётный период;
17. Количество жалоб, в отношении которых контрольным (надзорным) органом был нарушен срок рассмотрения, за отчётный период;
18. Количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке, по итогам рассмотрения которых, принято решение о полной либо частичной отмене решения контрольного (надзорного) органа либо о признании действий (бездействий) должностных лиц контрольных (надзорных) органов незаконными, за отчётный период;
19. Количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействий) должностных лиц (надзорных) органов, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, за отчётный период;
20. Количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействий) должностных лиц контрольных (надзорных) органов, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, по которым принято решение об удовлетворении заявленных требований, за отчётный период;
21. Количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведённых с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) и результаты которых, были признаны недействительными и (или) отменены, за отчётный период.
