Решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 20 февраля 2013 года № 14/14
Об утверждении Положения о порядке реализации правотворческой инициативы граждан на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан
В соответствии со статьей 26 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 11 Закона Республики Башкортостан «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан», статьей 10 Устава городского округа город Уфа Республики Башкортостан Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан р е ш и л :
1. Утвердить Положение о порядке реализации правотворческой инициативы граждан на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан согласно приложению к настоящему решению.
2. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан по правовым вопросам, охране прав и свобод граждан (Смирнов Ю.В.).
Председатель Совета
городского округа город Уфа
Республики Башкортостан Е. Семивеличенко
Приложение к решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан
от 20 февраля 2013 года № 14/14
Положение
о порядке реализации правотворческой инициативы граждан на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан
1. Правотворческая инициатива граждан
1.1. Правотворческая инициатива граждан (далее - правотворческая инициатива) - форма непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления путем внесения жителями городского округа город Уфа Республики Башкортостан проектов муниципальных правовых актов в органы местного самоуправления городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – городской округ), должностным лицам местного самоуправления городского округа.
Жители городского округа имеют право на правотворческую инициативу в порядке, установленном федеральным законодательством, законодательством Республики Башкортостан, Уставом городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Устав) и настоящим Положением.
1.2. Правотворческая инициатива может быть реализована в форме внесения проектов муниципальных правовых актов, проектов муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в действующие муниципальные правовые акты или о признании их утратившими силу.
1.3. Предметом правотворческой инициативы могут являться проекты решений Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан, постановлений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, другие муниципальные правовые акты.
1.4. Не являются предметом правотворческой инициативы вопросы, связанные с принятием бюджета городского округа, внесением изменений и (или) дополнений в бюджет городского округа, вопросы об установлении, изменении, отмене местных налогов и сборов, установлении льгот по местным налогам и сборам, а также вопросы, не относящиеся к вопросам местного значения городского округа.
2. Право граждан на осуществление правотворческой инициативы
2.1. В целях осуществления правотворческой инициативы жители городского округа вправе:
- организовывать и проводить собрания граждан по месту жительства (работы) и иные коллективные мероприятия по обсуждению и выдвижению правотворческой инициативы;
- создавать инициативные группы по выдвижению правотворческой инициативы (далее - инициативные группы);
- проводить сбор подписей жителей городского округа и вести агитацию в поддержку выдвижения правотворческой инициативы способами, не противоречащими законодательству.
2.2. Органы и должностные лица местного самоуправления городского округа обязаны оказывать содействие жителям городского округа в осуществлении правотворческой инициативы.
2.3. Проект муниципального правового акта городского округа, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его официального внесения.
3. Порядок выдвижения правотворческой инициативы
3.1. Субъектом правотворческой инициативы является группа граждан Российской Федерации, имеющих место жительства на территории городского округа и обладающих активным избирательным правом на муниципальных выборах.
3.2. Выдвижение правотворческой инициативы производится инициативной группой в составе не менее ста человек, формируемой на основе волеизъявления граждан на собраниях по месту жительства (работы), на сходах граждан, иных коллективных мероприятиях.
3.3. Выдвижение правотворческой инициативы оформляется протоколом, в котором содержатся:
- решение о выдвижении правотворческой инициативы;
- решение о создании инициативной группы по выдвижению правотворческой инициативы;
- решение об утверждении текста проекта муниципального правового акта, вносимого в порядке реализации правотворческой инициативы;
- сведения обо всех членах инициативной группы (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, адрес места жительства), а также о лицах, уполномоченных действовать от имени инициативной группы (включая телефоны и иные контактные данные), с указанием лица, которому следует адресовать уведомления, извещения и иную корреспонденцию.
3.4. Членом инициативной группы может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом на муниципальных выборах городского округа.
4. Регистрация инициативной группы
4.1. Инициативная группа должна быть зарегистрирована в Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Избирательная комиссия). Для регистрации инициативной группы в Избирательную комиссию направляются:
- обращение на имя председателя Избирательной комиссии;
- текст проекта муниципального правового акта, вносимого в порядке реализации правотворческой инициативы, с указанием органа местного самоуправления, в который вносится данный проект;
- пояснительная записка, содержащая обоснование необходимости принятия муниципального правового акта, вносимого в порядке реализации правотворческой инициативы;
- протокол, оформленный в соответствии с требованиями пункта 3.3 настоящего Положения.
Регистрация инициативной группы осуществляется Избирательной комиссией в пятнадцатидневный срок со дня подачи полного комплекта указанных документов и оформляется решением о регистрации инициативной группы. Инициативная группа считается созданной с момента ее регистрации Избирательной комиссией.
4.2. Избирательная комиссия вправе отказать в регистрации инициативной группы в случае нарушения порядка ее создания, в случае несоответствия представленных документов требованиям пунктов 3.3, 4.1 настоящего Положения.
4.3. Принятое решение о регистрации инициативной группы вместе с текстом проекта муниципального правового акта, вносимого в порядке реализации правотворческой инициативы, в течение пяти рабочих дней со дня его принятия публикуется Избирательной комиссией в официальном издании для публикации муниципальных правовых актов городского округа. Текст проекта муниципального правового акта, вносимого в порядке реализации правотворческой инициативы, также может быть опубликован инициативной группой в любом печатном издании.
4.4. После регистрации членам инициативной группы выдается документ, подтверждающий их право на осуществление сбора подписей, агитации, иных действий по выдвижению и внесению правотворческой инициативы. Форма указанного документа утверждается Избирательной комиссией.
5. Сбор подписей в поддержку правотворческой инициативы
5.1. Регистрация инициативной группы является основанием для сбора подписей в поддержку правотворческой инициативы. В день регистрации правотворческой инициативы представителю инициативной группы передается официальный образец подписного листа. Подписные листы изготавливаются за счет инициативной группы по форме согласно приложению к настоящему Положению.
5.2. Количество подписей, которые необходимо собрать в поддержку правотворческой инициативы, составляет три процента от числа жителей городского округа, обладающих активным избирательным правом на муниципальных выборах городского округа.
5.3. Члены инициативной группы вправе осуществлять сбор подписей любым законным способом на всей территории городского округа. Сбор подписей осуществляется среди жителей городского округа, обладающих активным избирательным правом на муниципальных выборах городского округа.
5.4. При сборе подписей применяется порядок, аналогичный порядку, установленному статьей 24 Закона Республики Башкортостан «О местном референдуме в Республике Башкортостан» для сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Положением.
5.5. При сборе подписей члены инициативной группы обязаны знакомить граждан с полным текстом проекта муниципального правового акта, вносимого в порядке реализации правотворческой инициативы. Никто не вправе принуждать граждан к подписанию подписных листов и вознаграждать их за это в любой форме.
5.6. Гражданин вправе ставить подпись в подписном листе только один раз. Не допускается участие в сборе подписей органов государственной власти и органов местного самоуправления, органов управления организаций, предприятий, учреждений, членов Избирательной комиссии, сбор подписей на рабочих местах, в процессе и на местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат.
5.7. Сбор подписей в поддержку правотворческой инициативы осуществляется инициативной группой в течение не более сорока дней со дня регистрации инициативной группы. После завершения сбора подписей инициативная группа составляет протокол об итогах сбора подписей в поддержку правотворческой инициативы.
5.8. Оригиналы подписных листов в пронумерованном и сброшюрованном виде, протокол об итогах сбора подписей представляются в Избирательную комиссию вместе с текстом проекта муниципального правового акта, вносимого в порядке реализации правотворческой инициативы, не позднее 17 часов по местному времени дня, в который истекает срок сбора подписей в поддержку правотворческой инициативы. В случае, если в указанный срок подписные листы не представлены, процедуры по реализации правотворческой инициативы считаются прекратившимися.
6. Проверка соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности подписей в поддержку правотворческой инициативы
6.1. Избирательная комиссия в течение тридцати дней со дня представления оригиналов подписных листов проверяет правильность соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность подписей в поддержку правотворческой инициативы. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее двадцати процентов от количества представленных подписей, которые отобраны для проверки посредством случайной выборки (жребия).
6.2. Указанная проверка производится в соответствии с требованиями, аналогичными требованиям, установленным статьей 25 Закона Республики Башкортостан «О местном референдуме в Республике Башкортостан» для проверки подписей в поддержку инициативы проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Положением.
6.3. В случае обнаружения в подписных листах десяти и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, Избирательная комиссия отказывает инициативной группе в регистрации правотворческой инициативы.
7. Оформление и регистрация правотворческой инициативы
7.1. По результатам проверки подписей, собранных в поддержку правотворческой инициативы, Избирательная комиссия принимает решение о регистрации правотворческой инициативы или об отказе в ее регистрации, о чем письменно извещает инициативную группу в пятидневный срок со дня принятия решения.
7.2. В случае принятия решения о регистрации правотворческой инициативы, Избирательная комиссия в течение пяти рабочих дней направляет в орган местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, решение о регистрации правотворческой инициативы, текст проекта муниципального правового акта, вносимого в порядке реализации правотворческой инициативы с приложенными к нему документами, а также протокол о выдвижении правотворческой инициативы.
7.3. Датой официального внесения правотворческой инициативы считается дата поступления в соответствующий орган местного самоуправления документов, указанных в пункте 7.2 настоящего Положения.
7.4. Правотворческая инициатива считается оформленной при соблюдении следующих требований:
- наличия опубликованного в средствах массовой информации текста проекта муниципального правового акта, вносимого в порядке реализации правотворческой инициативы;
- наличия оформленных в соответствии с настоящим Положением подписей не менее трех процентов от числа жителей городского округа, обладающих активным избирательным правом на муниципальных выборах городского округа, в поддержку правотворческой инициативы;
- регистрации правотворческой инициативы в Избирательной комиссии.
8. Рассмотрение правотворческой инициативы
8.1. Орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, предлагаемого инициативной группой, обязаны:
- принять к рассмотрению проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы, оформленной в соответствии с настоящим Положением;
- обеспечить правовую экспертизу проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы, а при необходимости - подготовку финансово-экономического обоснования (если реализация данного муниципального правового акта потребует дополнительных материальных или иных затрат);
- предоставлять полную информацию представителям инициативной группы по результатам экспертизы и иным вопросам, связанным с рассмотрением проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы;
- рассмотреть проект муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы, в срок не позднее трех месяцев и принять по нему решение.
8.2. В процессе рассмотрения соответствующий орган или должностное лицо местного самоуправления вправе запрашивать у представителей инициативной группы дополнительную информацию, необходимые пояснения.
8.3. При возникновении редакционных, стилистических и иных замечаний к проекту акта, внесенного в порядке правотворческой инициативы, орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, обязаны пригласить представителей инициативной группы к участию в их устранении.
8.4. Орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, должны обеспечить представителям инициативной группы возможность изложения своей позиции при рассмотрении проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы.
8.5. По результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы, соответствующий орган (должностное лицо) местного самоуправления может принять следующие решения:
- принять проект в целом;
- отклонить проект, аргументированно обосновав причины;
- направить проект на дополнительную независимую экспертизу.
8.6. Орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, не вправе отказывать в рассмотрении проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы, либо отклонять его по причинам нецелесообразности.
8.7. В случае отрицательного решения орган местного самоуправления (за исключением решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан) или должностное лицо местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы, выдает инициативной группе в течение пятнадцати дней письменное обоснование отказа в принятии соответствующего муниципального правового акта.
Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть опубликовано и официально, в письменной форме, доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.
Приложение к Положению о порядке реализацииправотворческой инициативы граждан на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Подписной лист
Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем следующее предложение инициативной группы по выдвижению правотворческой инициативы, зарегистрированной Избирательной комиссией муниципального образования городской округ город Уфа Республики Башкортостан (решение от _________________ №______________)
___________________________________________________________________
(формулировка правотворческой инициативы граждан)
№ п/п |
Фамилия, имя, отчество |
Год рождения |
Адрес места жительства |
Паспорт или замещающий его документ |
Дата внесения подписи |
Подпись |
|
|
|
|
|
|
|
Подписной лист удостоверяю:_________________________________________
(фамилия, имя, отчество, место жительства,
__________________________________________________________________
серия и номер паспорта или заменяющего его документа члена
инициативной группы, собиравшего подписи)
_____________________
(Подпись и дата)
Уполномоченный представитель инициативной группы граждан:
___________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер
___________________________________________________________________
паспорта или заменяющего его документа)
_________________________
(Подпись и дата)