Решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30 мая 2012 года № 5/20
Об обращении Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан к Председателю Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан Толкачеву К. Б.
В целях упорядочения механизма организации и проведения публичных мероприятий Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан р е ш и л :
1. Принять обращение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан к Председателю Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан Толкачеву К.Б. согласно приложению к настоящему решению.
2. Направить указанное обращение Председателю Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан Толкачеву К.Б.
3. Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Совета
городского округа город Уфа
Республики Башкортостан Е. Семивеличенко
Приложение
к решению Совета
городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
от 30 мая 2012 года № 5/20
Председателю Государственного
Собрания – Курултая
Республики Башкортостан
Толкачеву К.Б.
Обращение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан к Председателю Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан Толкачеву К.Б.
Уважаемый Константин Борисович!
В последнее время значительно увеличилось количество проводимых публичных мероприятий, что во многом связано с активизацией граждан в выражении мнения по поводу различных социальных, экономических и политических вопросов.
Проведение публичного мероприятия стало средством достижения цели по решению различных вопросов и проблем. Если раньше, как правило, проведение публичного мероприятий являлось последним шагом в решении данных проблем после всех инстанций, то в настоящее время организация и проведение публичных мероприятий производится параллельно для усиления эффекта по получению желаемого результата.
Как показывает практика в городе Уфе – проведение большинства публичных мероприятий планируется на городских площадках перед культурными, торговыми и спортивными учреждениями и организациями.
В связи с чем, в адрес Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан поступает большое количество обращений от руководства данных учреждений с просьбой о переносе заявляемых публичных мероприятий с площадок, прилегающих к зданиям этих учреждений.
Данное ходатайство вызвано тем, что проведение публичных мероприятий на площадках перед указанными учреждениями существенно затрудняют доступ постоянных и потенциальных посетителей, в зависимости от рода деятельности. Это – граждане, посещающие различные кружки и секции, зрители концертов и спектаклей, покупатели и так далее.
Таким образом, проведение публичных мероприятий на данных площадках оказывает влияние на качество предоставляемых учреждениями услуг, отпугивает потенциальных посетителей, чем наносит материальный ущерб организаторам различных культурных мероприятий или владельцам торговых организаций, что является вмешательством в их хозяйственную деятельность.
Также в период предвыборной кампании отмечалось большое количество публичных мероприятий, заявляемых во дворах жилых домов. Учитывая, что придомовые территории в основном состоят из проездов, парковочных мест и детских площадок, то проведение заявленных публичных мероприятий доставляет определенные неудобства для жильцов прилегающих домов.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В соответствии с вышеуказанной нормой Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан при получении уведомлений о проведении публичных мероприятий на площадках перед вышеназванными учреждениями и организациями и в целях недопущения нарушения или ущемления прав и свобод граждан, посещающих данные учреждения (в соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц), предлагает перенести заявленные публичные мероприятия на другие городские площадки.
Однако, предложение органа власти о переносе места проведения публичного мероприятия, мотивированное вышеуказанными доводами, организатору кажется необоснованным и незаконным. В своем непринятии места переноса проведения публичного мероприятия организатор ссылается на статью 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в которой указано, что публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
Вопрос согласования проведения публичных мероприятий также затрагивался Владимиром Владимировичем Путиным 14 февраля 2012 года во время встречи с руководством ведущих вузов страны. Путин В.В., на примере Москвы, отметил необходимость определения конкретного места в городе, где у каждого желающего будет возможность высказываться, то есть беспрепятственно собираться и выражать свою общественную позицию. ( Российская газета - Столичный выпуск 15 февраля 2012 года № 5705 (32) ).
Кроме того, в адрес Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан поступают письма от руководства крупных торгово-развлекательных комплексов и различных торговых компаний с просьбой согласовывать проведение заявленных публичных мероприятий на территории, прилегающей к зданиям, занимаемым данными торговыми объектами в связи с тем, что земельные участки принадлежат торговым организациям на правах собственности или предоставляются им в аренду. Данные территории не имеют ограждений в связи с необходимостью доступа большого потока посетителей в торгово-развлекательные комплексы и часто используются собственником для проведения по утвержденному графику промо-акций, мероприятий для детей, выставок-ярмарок и так далее.
В соответствии со статьей 209 Гражданского Кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Другая трудность, связанная с согласованием и проведением публичного мероприятия, заключается в установленных законодательством сроках подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обязанности органа власти дать предложение о переносе места или времени проведения, а также предложение об устранении несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15-ти и не позднее 10-ти дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) не рабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения.
А в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 12 вышеназванного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения – в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложение об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона.
По статистике большинство уведомлений о проведении публичных мероприятий поступает во второй половине дня. Учитывая, что уведомление должно пройти регистрацию и процедуру рассмотрения соответствующим заместителем главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, на исполнение данный документ попадает по окончании рабочего дня либо на следующий день. Исполнитель должен определить соответствие данного уведомления предъявляемым законодательством нормам, в том числе получить от соответствующих служб информацию о площади (в квадратных метрах) земельного участка, на котором планируется проведение публичного мероприятия, для определения соответствия установленной норме предельной наполняемости территории.
Таким образом, рассмотреть и подготовить ответ на поступившее уведомление о проведении публичного мероприятия в день его получения не всегда представляется возможным.
Также при поступлении уведомления о проведении публичного мероприятия в пятницу – последний рабочий день, исходя из вышеуказанных законодательных норм, ответ на данное уведомление (даже в случае подачи за 5 -15 дней) необходимо дать в пятницу, так как срок рассмотрения в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия – выпадает на воскресенье – нерабочий день.
Вышеперечисленные условия не позволяют органу власти исполнять обязанности, указанные в статье 12 данного Федерального закона, надлежащим образом.
Практика проведения публичных мероприятий также широко используется в период предвыборной агитации.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» по условиям проведения агитационных публичных мероприятий уведомления организаторов митингов, демонстраций, шествий и пикетирований подаются и рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Также в соответствии с частью 3 статьи 49 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.
Однако, лица, проводящие агитацию на протяжении всего предвыборного периода, подают уведомления о проведении публичных мероприятий в день голосования и предшествующий ему день на тему: «Проведение честных выборов», «За честные выборы» и тому подобные.
Учитывая вышеизложенное, Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан просит Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации о внесении следующих изменений в Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»:
- изложить часть 1 статьи 7 в следующей редакции: «Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15-ти и не позднее 10-ти дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее пяти дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) не рабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее шести дней до дня его проведения»;
- изложить часть 1 статьи 8 в следующей редакции: «Публичное мероприятие может проводиться в пригодных для целей данного мероприятия местах. Перечень мест проведения публичных мероприятий на территории муниципального образования утверждается органом местного самоуправления. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами» либо дополнить статью 8 необходимостью согласования проведения публичного мероприятия с собственником или владельцем территории, на которой планируется проведение публичного мероприятия;
- изложить пункт 2 части 1 статьи 12 в следующей редакции: «довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении публичного мероприятия в последний рабочий день – в первый рабочий день) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложение об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона».
- дополнить статьей «Ограничения при проведении публичных мероприятий в период предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума», которую изложить в следующей редакции: «Проведение любых публичных мероприятий, касающихся темы проведения выборов или референдума, в день голосования и в предшествующий ему день запрещается».
Предлагаемые изменения позволят избежать возникновения конфликтных ситуаций между гражданами, различными общественно-политическими организациями, сотрудниками полиции и органами власти при согласовании проведения публичных мероприятий и защитить права и свободы других граждан, чьи интересы могут ущемляться и нарушаться при проведении публичных мероприятий. Кроме того, последний пункт изменений не допустит проведения скрытой агитации в день голосования и предшествующий ему день.