Об утверждении Положения об осуществлении муниципальных заимствований и долговых обязательств городского округа город Уфа Республики Башкортостан
В соответствии со статьёй 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьёй 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьёй 4 Устава городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в целях приведения муниципальной нормативной базы, регламентирующей порядок осуществления муниципальных заимствований и долговых обязательств городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан р е ш и л:
1. Утвердить Положение об осуществлении муниципальных заимствований и долговых обязательств городского округа город Уфа Республики Башкортостан согласно приложению к настоящему решению.
2. Признать утратившим силу решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22 мая 2008 года № 4/5 «О порядке осуществления муниципальных заимствований и долговых обязательствах городского округа город Уфа Республики Башкортостан» (с изменениями от 30 мая 2012 года № 5/7).
3. Опубликовать настоящее решение на официальном сайте Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан в информационно-коммуникационной сети «Интернет» (www.gorsovet-ufa.ru).
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан по бюджету, финансам и налогам.
Председатель Совета
городского округа город Уфа
Республики Башкортостан Е. Семивеличенко
Приложение к решению Совета
городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
Положение об осуществлении муниципальных заимствований и долговых обязательств городского округа город Уфа Республики Башкортостан
I.Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет понятие муниципальных заимствований и муниципального долга городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – городской округ), состав долговых обязательств городского округа, порядок управления ими и контроля за их состоянием.
1.2. Муниципальные заимствования городского округа – муниципальные займы, осуществляемые путём выпуска ценных бумаг от имени городского округа, размещаемых на внутреннем рынке в валюте Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и от кредитных организаций, по которым возникают долговые обязательства городского округа.
1.3. Долговые обязательства городского округа могут существовать в виде обязательств по:
1) ценным бумагам городского округа;
2) бюджетным кредитам, привлечённым в бюджет городского округа от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
3) кредитам, полученным городским округом от кредитных организаций;
4) муниципальным гарантиям городского округа.
1.4. Муниципальные заимствования используются для покрытия дефицита бюджета городского округа, а также для финансирования расходов бюджета городского округа в пределах расходов на погашение долговых обязательств городского округа.
1.5. Право осуществления муниципальных заимствований от имени городского округа и предоставления муниципальных гарантий городского округа принадлежит Администрации городского округа.
1.6. Совокупность долговых обязательств городского округа составляет муниципальный долг городского округа.
1.7. Муниципальный долг городского округа полностью и безусловно обеспечивается всем находящимся в собственности городского округа имуществом.
1.8. Городской округ не отвечает по долговым обязательствам Российской Федерации, Республики Башкортостан, если указанные обязательства не были гарантированы им.
1.9. Долговые обязательства городского округа могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти лет до 10 лет включительно).
2. Программа муниципальных заимствований городского округа
2.1. Осуществление муниципальных заимствований в текущем финансовом году (очередной финансовый год и плановый период) возможно только при условии включения их в Программу муниципальных заимствований городского округа, являющуюся приложением к решению Совета городского округа о бюджете городского округа на очередной финансовый год и плановый период (очередной финансовый год либо очередной финансовый год и плановый период).
2.2. Программа муниципальных заимствований городского округа на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) представляет собой перечень всех внутренних заимствований городского округа с указанием объёма привлечения и объёма средств, направляемых на погашение основной суммы долга по каждому виду заимствований городского округа.
3. Программа муниципальных гарантий городского округа
3.1. Осуществление муниципальных гарантий в текущем финансовом году возможно только при условии включения их в Программу муниципальных гарантий городского округа, являющуюся приложением к решению Совета городского округа о бюджете городского округа на очередной финансовый год.
3.2. Программа муниципальных гарантий городского округа представляет собой перечень подлежащих предоставлению и исполнению муниципальных гарантий на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) с указанием:
1) общего объёма гарантий;
2) направления (цели) гарантирования с указанием объёма гарантий по каждому направлению (цели);
3) наличия или отсутствия права регрессного требования гаранта к принципалу;
4) общего объёма бюджетных ассигнований, которые должны быть предусмотрены в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) на исполнение гарантий по возможным гарантийным случаям.
3.3. В Программе муниципальных гарантий городского округа должно быть отдельно предусмотрено каждое направление (цель) гарантирования с указанием категорий и (или) наименований принципалов, объём которого превышает 100 тысяч рублей.
4. Предельные объёмы муниципального долга городского
округа и предельные объёмы расходов на его обслуживание
4.1. Осуществление муниципальных заимствований, а также предоставление муниципальных гарантий иным заёмщикам допускается только в случае утверждения решением Совета городского округа о бюджете городского округа на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) следующих параметров:
1) привлечения средств из источников финансирования дефицита бюджета городского округа;
2) предельного объёма муниципального долга городского округа с указанием, в том числе, предельного объёма обязательств по муниципальным гарантиям городского округа;
3) расходов на обслуживание муниципального долга городского округа в очередном финансовом году.
4.2. Предельный объём муниципального долга городского округа не должен превышать утверждённый общий годовой объём доходов бюджета городского округа без учёта утверждённого объёма безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
До 1 января 2018 года предельный объём муниципального долга городского округа может превысить ограничение, установленное настоящим пунктом, в пределах объёма муниципального долга по бюджетным кредитам по состоянию на 1 января текущего года и (или) в случае утверждения решением Совета городского округа о бюджете городского округа в составе источников финансирования дефицита бюджета городского округа бюджетных кредитов, привлекаемых в текущем финансовом году в бюджет городского округа от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в пределах указанных кредитов. До 1 января 2018 года верхний предел муниципального долга городского округа устанавливается с соблюдением условий, указанных в настоящем пункте.
4.3. Объём расходов на обслуживание муниципального долга городского округа в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде), утверждённый соответствующим решением Совета городского округа о бюджете городского округа, по данным отчёта об исполнении бюджета городского округа за отчётный финансовый год не должен превышать 15 процентов объёма расходов бюджета городского округа, за исключением объёма расходов, которые осуществляются за счёт субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
4.4. Предельный объём заимствований городского округа в текущем финансовом году не должен превышать сумму, направляемую в текущем финансовом году на финансирование дефицита бюджета городского округа и (или) погашение долговых обязательств бюджета городского округа.
5. Долговые обязательства городского округа по кредитным договорам
5.1. Долговыми обязательствами городского округа по кредитным договорам признаются обязательства городского округа – заёмщика по возврату полученной от кредитора денежной суммы в размере и на условиях, предусмотренных кредитным соглашением (договором).
5.2. Заключение кредитных договоров осуществляется в соответствии с Программой муниципальных заимствований городского округа на очередной финансовый год, утверждённой решением Совета городского округа.
5.3. Средства, получаемые в качестве кредита, подлежат зачислению на лицевой счёт бюджета городского округа и используются в соответствии с целями привлечения кредита.
6. Выпуск муниципальных ценных бумаг городского округа
6.1. Формы и виды муниципальных ценных бумаг, выпускаемых от имени городского округа, условия их выпуска и обращения определяются постановлением Администрации городского округа.
6.2. Предельные объёмы выпуска муниципальных ценных бумаг городского округа на очередной финансовый год (очередной финансовый год и каждый год планового периода) по номинальной стоимости устанавливаются Советом городского округа в соответствии с верхним пределом муниципального долга, установленным решением Совета городского округа о бюджете городского округа на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) и Программой муниципальных заимствований городского округа.
В решении об эмиссии муниципальных ценных бумаг городского округа отражаются сведения, предусмотренные федеральным законом об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.
6.3. Эмиссия муниципальных ценных бумаг городского округа подлежит регистрации в Министерстве финансов Российской Федерации.
6.4. Выпуск, обращение и погашение муниципальных ценных бумаг городского округа осуществляются в соответствии с федеральным законом об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.
7. Муниципальные гарантии городского округа, порядок и условия их предоставления
7.1. Муниципальная гарантия – вид долгового обязательства, в силу которого городской округ обязан при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определённую в обязательстве денежную сумму за счёт средств бюджета городского округа в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром.
В муниципальной гарантии должны быть указаны:
- наименование гаранта и наименование органа, выдавшего гарантию от имени гаранта;
- обязательство, в обеспечение которого выдаётся гарантия;
- объём обязательств гаранта по гарантии и предельная сумма гарантии;
- определение гарантийного случая;
- наименование принципала;
- безотзывность гарантии или условия её отзыва;
- основания для выдачи гарантии;
- вступление в силу (дата выдачи) гарантии;
- срок действия гарантии;
- порядок исполнения гарантом обязательств по гарантии;
- порядок и условия сокращения предельной суммы гарантии при исполнении гарантии и (или) исполнении обязательств принципала, обеспеченных гарантией;
- наличие или отсутствие права требования гаранта к принципалу о возмещении сумм, уплаченных гарантом бенефициару по муниципальной гарантии (регрессное требование гаранта к принципалу, регресс);
- иные условия гарантии, а также сведения, определённые Бюджетным кодексом Российской Федерации, правовыми актами гаранта, актами органа, выдавшего гарантию от имени гаранта.
Срок действия муниципальной гарантии определяется условиями гарантии.
Гарант по муниципальной гарантии несёт субсидиарную или солидарную ответственность по обеспеченному им обязательству принципала.
7.2. Предоставление муниципальных гарантий городского округа осуществляется Администрацией городского округа на основании решения Совета городского округа о бюджете городского округа на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), постановления Администрации городского округа, а также договора о предоставлении муниципальной гарантии путём проведения конкурсного отбора.
7.3. Решением Совета городского округа о бюджете городского округа на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), должны быть предусмотрены бюджетные ассигнования на возможное исполнение выданных муниципальных гарантий.
7.4. Требование бенефициара об уплате денежной суммы по муниципальной гарантии должно быть предоставлено гаранту в письменной форме с приложением указанных в гарантии документов. Гарант должен рассмотреть требование бенефициара в срок, определённый в гарантии. Требование бенефициара признается необоснованным и гарант отказывает бенефициару в удовлетворении его требования в следующих случаях:
- требование предъявлено гаранту по окончании определённого в гарантии срока;
- требование или приложенные к нему документы не соответствуют условиям гарантии;
- бенефициар отказался принять надлежащее исполнение обязательств принципала, предложенное принципалом или третьими лицами.
В случае признания требования бенефициара обоснованным, гарант обязан исполнить обязательство по гарантии в срок, установленный в гарантии.
Предусмотренное муниципальной гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром ограничивается уплатой суммы не исполненных на момент предъявления требования бенефициара обязательств принципала, обеспеченных гарантией, но не более суммы, на которую выдана гарантия.
Обязательство гаранта перед бенефициаром по муниципальной гарантии прекращается:
- уплатой гарантом бенефициару суммы, определённой гарантией;
- истечением определённого в гарантии срока, на который она выдана;
- в случае исполнения в полном объёме принципалом или третьими лицами обязательств принципала, обеспеченных гарантией;
- вследствие отказа бенефициара от своих прав по гарантии путём возвращения её гаранту или письменного заявления об освобождении гаранта от его обязательств;
- если обязательство принципала, в обеспечение которого предоставлена гарантия, не возникло;
- в иных случаях, установленных гарантией.
7.5. Порядок и сроки возмещения принципалом гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии, определяются договором между гарантом и принципалом. При отсутствии соглашения сторон по этим вопросам удовлетворение регрессного требования гаранта к принципалу осуществляется в порядки и сроки, указанные в требовании гаранта.
7.6. Если исполнение гарантом муниципальной гарантии ведёт к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу, либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, исполнение таких гарантий учитывается в источниках финансирования дефицита бюджета городского округа как предоставление бюджетного кредита.
Если исполнение гарантом муниципальной гарантии не ведёт к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу и не обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, исполнение таких гарантий подлежит отражению в составе расходов бюджета городского округа.
8. Учёт и регистрация долговых обязательств городского округа
8.1. В городском округе действует единая система учёта и регистрации долговых обязательств городского округа, которая предусматривает контроль за соблюдением предельного объёма муниципального долга, предельных объёмов расходов на его погашение и обслуживание, а также предельного объёма заимствований.
8.2. Учёт долговых обязательств городского округа осуществляет Финансовое управление Администрации городского округа (далее – Финансовое управление).
8.3. Информация о долговых обязательствах городского округа вносится Финансовым управлением в муниципальную долговую книгу городского округа в срок, не превышающий пяти рабочих дней с момента возникновения соответствующего обязательства.
8.4. В муниципальную долговую книгу городского округа вносятся сведения об объёме долговых обязательств по видам этих обязательств, о дате их возникновения и исполнения полностью или частично, формах обеспечения обязательств, а также другая информация, состав которой, порядок и срок её внесения в муниципальную долговую книгу определяются постановлением Администрации городского округа.
9. Обслуживание и погашение долговых обязательств городского округа
9.1. Под обслуживанием муниципального долга городского округа понимаются операции по выплате доходов по муниципальным долговым обязательствам городского округа в виде процентов по ним и (или) дисконта, осуществляемые за счёт средств бюджета городского округа.
9.2. Выполнение кредитной организацией или другой специализированной финансовой организацией функций генерального агента (агента) Администрации городского округа по обслуживанию муниципальных долговых обязательств, а также их размещению, выкупу, обмену и погашению осуществляется на основе агентских соглашений, заключённых с Администрацией городского округа.
9.3. Оплата услуг агентов по осуществлению ими функций, предусмотренных агентскими соглашениями, заключёнными с Администрацией городского округа, производится за счёт средств бюджета городского округа.
10. Просроченная задолженность по долговым обязательствам городского округа
10.1. Просроченной задолженностью по долговым обязательствам городского округа понимается задолженность городского округа, образовавшаяся ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения в установленный срок долговых обязательств городского округа.
10.2. Под объёмом (размером) просроченной задолженности по долговым обязательствам городского округа понимается суммарный объём неисполненных в установленный срок долговых обязательств городского округа, срок исполнения которых наступил, включая объём обязательств по возврату суммы займа (кредита), по уплате процентов на сумму займа (кредита), иных платежей, предусмотренных условиями займа (кредита), соглашениями (договорами), заключенными от имени городского округа, объём обязательств по исполнению муниципальных гарантий и иных долговых обязательств городского округа. В объём просроченной задолженности городского округа также включается сумма неустойки (штрафов, пеней) и процентов, начисленных за просрочку исполнения долговых обязательств.
11. Прекращение долговых обязательств городского округа
и их списание с муниципального долга городского округа
11.1. В случае, если долговое обязательство городского округа не предъявлено к погашению (не совершены кредитором определённые условиями обязательства действия) в течение трёх лет с даты, следующей за датой погашения, предусмотренной условиями долгового обязательства городского округа, или истёк срок муниципальной гарантии, указанное обязательство считается полностью прекращённым и списывается с муниципального долга, если иное не предусмотрено муниципальными правовыми актами городского округа.
11.2. Администрация городского округа по истечении сроков издаёт муниципальный правовой акт о списании с муниципального долга долговых обязательств городского округа. Списание с муниципального долга осуществляется посредством уменьшения объёма муниципального долга по видам списываемых долговых обязательств городского округа на сумму их списания без отражения сумм списания в источниках финансирования дефицита бюджета.
11.3. Выпуски муниципальных ценных бумаг городского округа, выкупленные в полном объёме Администрацией городского округа в соответствии с условиями выпуска муниципальных ценных бумаг до наступления даты погашения, по постановлению Администрации городского округа могут быть признаны досрочно погашенными.